Языки программирования для создания игр
Содержание:
- Интервью с создателем Python. Что он думает о других языках?
- Какой язык выбрать для разработки игры высокого качества
- Разработка кросс-платформенных приложений
- Какие компании используют Python
- Нативная разработка для iOS
- Unity
- Чем занимаются разработчики игр?
- Популярные языки программирования
- На каком языке пишут мобильные игры
- UNITY
- Добавляем в игру сложный режим
- По деньгам
- Godot
- Шаг 3. Пойми, какие виды языков программирования бывают
- Всё дело в интерпретаторе
- Начните с HTML и CSS
- Заключение
Интервью с создателем Python. Что он думает о других языках?
Где смотреть: запись прямого эфира на YouTube.
Зачем смотреть: чтобы узнать немного об истории создания Python, планах на будущее и отношении Гвидо ван Россума к другим языкам.
Создатель Python ещё в мае дал интервью Microsoft. Он рассказал, что думает о Rust, Go, Julia и TypeScript.
- Rust, по его мнению, — отличный язык для своих целей. Ван Россум также отметил, что в Rust неплохо решена проблема с аллокацией памяти — в отличие от того же С++.
- Язык Go он назвал «самым питонистым» языком общего назначения.
- Julia, по мнению Гвидо, тоже напоминает Python — но с некоторыми отличиями. Поэтому он не советует программировать на Python и Julia в один день. Сравнивая эти два языка, Гвидо сказал, что в своей нише Julia явно выигрывает, зато сфера её применения не такая широкая.
- TypeScript тоже получил высокую оценку мэтра. Ван Россум признался, что Python нередко вдохновляется TypeScript, хотя и отметил, что TypeScript тоже учится у Python.
Гвидо также рассказал об истории создания Python, переходе с Python 2 на 3 и о том, планируется ли выход Python 4.
Какой язык выбрать для разработки игры высокого качества
Абзацем ранее мы выяснили отсутствие универсального языка, способного решить любую задачу – это сложно реализовать. Выбор делают, исходя из поставленных целей, приоритетного жанра, платформы разработки, ряда иных факторов, мы сосредоточимся на языках для мобильного ПО.
Это динамично развивающаяся отрасль геймдева за счет доступности смартфонов и планшетов – пользователи могут играть в любое время. Индустрия представлена онлайн- и оффлайн-играми, продуктами различных жанров и масштабов, особенно популярны инди-игры с необычными концепциями.
Несмотря на визуальную простоту, длительность и сложность цикла разработки мобильных игр имеет минимум отличий от других платформ. Даже на простенькую аркаду, доведенную до абсолюта, тратится минимум полгода. Игры уровня Manor Matters, имеющие разветвленный сюжет, качественную графику, насыщенную геймплейную часть, разрабатываются годами.
Зачастую мобильные проекты собираются из C# и JavaScript, идеально работающих вместе. Спарка позволяет проектировать разнообразные жанры: головоломки, платформеры, аркады, полноценные RPG, шутеры. Выбор C# объясняют преимущества:
- широкий функционал, решающий большинство задач;
- понятная структура синтаксиса, упрощающая освоение языка;
- совместимость с движком Unity (хитом мобильного геймдева);
- наличие базовых библиотек, предзагруженных в базу.
С C# программист может создавать игры, облачные сервисы, веб-дополнения, многое другое. Среди наиболее известных мобильных тайтлов, написанных на данном языке, присутствуют Pokemon GO, Temple Run, Beholder. Особенно популярен язык у инди-разработчиков, ведь часто изучается в учебных заведениях и делает разработку бесплатной.
Разработка кросс-платформенных приложений
Как уже говорилось выше, создать приложение для iOS можно с помощью:
- Python;
- C;
- C++;
- C#;
- Java.
Вы пишете один код, а потом компилируете его для разных платформ. Такой способ быстрее и дешевле, но подобные приложения работают гораздо хуже, чем нативные. Это связано с тем, что реализовать многие возможности в них не получится без костылей.
Можно, конечно, оптимизировать код, но работать приложение все равно будет медленнее нативного. Чем больше функций должно быть в приложении, тем хуже оно будет функционировать, не говоря уже о бесконечных багах и уязвимостях.
Разрабатывать кросс-платформенно рекомендуется, если не хватает времени или бюджета. Также такой подход предпочтительнее, когда речь идет о корпоративных приложениях в больших компаниях, где сотрудники пользуются миллионом разных устройств.
Примеры кросс-платформенных приложений:
Какие компании используют Python
В основном Python используется стартапами и компаниями, которые разрабатывают крупные проекты. Вот лишь часть огромного списка:
- Alphabet использует язык для скраппинга в поисковике Google и реализации сервиса YouTube;
- One Laptop Per Child — для разработки интерфейса и модели функционирования;
- BitTorrent — для реализации сетей peer-to-peer;
- Агентство национальной безопасности США — для шифрования и анализа разведданных;
- ESRI — как инструмент настройки геоинформационных программ;
- Maya — для создания мультипликации;
- Pixar, Industrial Light & Magic — для создания анимационных фильмов;
- Intel, Cisco, HP, Seagate, Qualcomm и IBM — для тестирования;
- JPMorgan Chase, UBS, Getco и Citadel — для прогнозирования финансового рынка;
- NASA, Los Alamos, Fermilab, JPL — для научных вычислений;
- iRobot — для разработки коммерческих роботизированных устройств;
- IronPort — для реализации почтового сервера.
Нативная разработка для iOS
Нативные приложения отлично работают без всяких костылей, потому что используются языки, которые подходят для конкретной платформы. В случае с iOS — Objective-C и Swift.
Objective-C
В 1980 году Брэд Кокс в своей компании Stepstone создал Objective-C — позже он стал основным языком разработки для устройств Apple. Objective-C — это компилируемый объектно-ориентированный язык программирования (ООП), основанный на C.
С помощью объектов решается проблема повторяемости кода. Но делается это не так топорно, как при структурном программировании, в котором увеличение объема и сложности программы снижает качество.
Основное отличие Objective-C от C++ (тоже поддерживает ООП и тоже был разработан в восьмидесятых годах) в том, что вызов метода в нем интерпретируется не как функция, а как сообщение — как в языке Smalltalk. Такие сообщения могут содержать что угодно, а отправить их можно куда потребуется.
Также объект может переслать часть полученного сообщения другому объекту (даже если он находится не на этом компьютере), что позволяет делегировать задачи — по такому же принципу работают нейросети.
Objective-C — компилируемый язык. Однако сообщения привязываются к функциям исключительно во время выполнения программы, что позволяет создавать динамичные приложения. Еще в языке поддерживаются протоколы и метаинформация.
Синтаксис здесь значительно отличается от синтаксиса C-подобных языков. Для сравнения:
вызов метода объекта в C#:
а это — отправка сообщения объекту на Objective-C:
Разница видна и в создании классов.
И пример на C#:
К синтаксису Objective-C может быть сложно привыкнуть, если раньше вы писали на чем-то другом.
На Objective-C разработаны все приложения в AppStore, которые еще не перешли на Swift или не относятся к кросс-платформенным решениям.
Swift
Крис Латтнер, главный автор LLVM, вдохновившись Objective-C, Rust, Ruby, C#, Haskell и другими языками, в 2010 году начал разработку Swift, а в 2014-м уже выпустил первую версию.
Swift изначально заточен под операционные системы Apple, поэтому он производительнее и функциональнее, чем Objective-C, для работы с которым использовалась подключаемая runtime-библиотека. В 2015 году вышла версия 2.0, которая была еще быстрее, получила API для работы с ошибками и проверку доступности функций для целевых ОС. Актуальная версия на момент написания статьи — 4.2.
Синтаксис изменился, и теперь программы больше похожи на код C-подобных языков — с той лишь разницей, что после операций не ставится символ «;» (как тебе такое, ошибка компилятора?):
Обратите внимание, что инициализатора нет, так же как и методов для получения или присваивания значения переменным. Чтобы создать объект класса Rect, достаточно написать такой код:. Несмотря на то что языку всего четыре года (шутка про восьмилетний опыт программирования на Swift), его уже преподают во многих университетах, в том числе:
Несмотря на то что языку всего четыре года (шутка про восьмилетний опыт программирования на Swift), его уже преподают во многих университетах, в том числе:
- Мюнхенский технический университет;
- Политехнический университет штата Калифорния;
- Стэнфордский университет;
- Skillbox.
Unity
Средний уровень / Бесплатный / Для всех типов видеоигр
Один из самых мощных и универсальных инструментов, который создан в 2005 году, и с тех пор приобрел огромную популярность благодаря своей эффективности при разработке игр для нескольких платформ. Unity очень популярен среди независимых тружеников из-за свободы выбора при разработке. Здесь нам предоставляется подходящая рабочая среда для 2D и 3D-игр. Постичь премудрости Unity быстро не получится, но из-за его распространённости в сети много информации.
С чего начать?
- Из-за пандемии коронавируса создатели движка предлагают до 20 июня 2020 года бесплатный доступ к премиальной обучающей платформе Unity Learn Premium с курсами, пошаговыми проектами и пособиями. Хороший способ начать с нуля.
- Чего можно достичь: Thomas Was Alone, Cuphead, Inside, Ori and the Blind Forest, Hearthstone.
- Ролики на официальном YouTube-канале Unity.
Чем занимаются разработчики игр?
Когда игры были простыми, их самостоятельно писали программисты. Например, игру «Змейка» разработал финский программист Танели Арманто, а пасьянс «Косынка» — стажер Microsoft Уэс Черри.
Со временем игры стали сложнее, и в их разработке теперь участвует много разных специалистов: гейм-дизайнеры, 2D-3D артисты, художники и дизайнеры, композиторы и саунд-дизайнеры, сценаристы и другие. Но именно программисты создают из отдельных ассетов (моделей, звуков, анимаций, сценариев и т. д.) целый мир со своими правилами и законами. Они делают это c помощью игрового движка и языка программирования: самые популярные — Unity (C#) и Unreal Engine (C++).
Популярные языки программирования
Java, C, C++, C#, Python, PHP, JavaScript, Ruby, Objective-C, Swift — одни из самых востребованных языков программирования уже на протяжении многих лет, но это не полный список всех языков, их есть намного больше. Рассмотрим сферы применения вышеуказанных языков программирования.
Python, Ruby, PHP | Cерверная часть в создании сайтов и мобильных приложений. Python используют такие популярные сервисы, как YouTube, Instagram, DropBox. PHP используют: WordPress, Wikipedia, Facebook. |
Objective-C, Swift | Создание приложений под iOS. |
HTML, CSS, JavaScript | Клиентская часть в создании сайтов. Работают в связке: HTML является «каркасом» сайта, CSS — оформление/внешний вид, а JavaScript — интерактивность (анимация, эффекты). JavaScript также уже стал платформой для создания многих фреймворков. |
Java | Программирование под Android (Java). Также серверная часть сайтов. Java используется в Gmail, Minecraft, Android-приложениях. |
C, C++, C# | Используются в операционных системах (Windows, Linux) и при создании ресурсоемких программ/игр. |
Примечание: HTML и CSS — это не языки программирования. HTML является языком гипертекстовой разметки, а CSS — это каскадные таблицы стилей. По сравнению с другими языками программирования, HTML и CSS являются первой ступенькой в веб-программировании, на изучение которых требуется в разы меньше времени и усилий.
И что из этого учить? Всё зависит от того, как вы хотите зарабатывать деньги. Плохие новости — учить что-то одно из списка не получится. Хорошие новости — не нужно учить всё и вся.
Если деньги не в приоритете, то можно начинать в таком порядке: HTML, CSS, JavaScript, Python. Также пригодятся навыки работы с базами данных — это MySQL.
На каком языке пишут мобильные игры
За историю развития программирования человечество создало более 700 самостоятельных и уникальных языков программирования: от реально используемых, до разработанных «for fun». Учитывая вариации (форки) каждого языка, можно насчитать до 10 000 ЯП, многие из которых не получили широкого распространения.
Рассматривая вопрос, на каком языке пишут игры для Android чаще всего, нельзя игнорировать тройку лидеров:
- C++;
- C#;
- Java.
Выбор конкретного языка зависит от квалификации разработчика и потребностей проекта. C++ – удел опытных программистов, поскольку считается одним из наиболее сложных в освоении. Он универсален, демонстрирует быструю работу, активно поддерживается сообществом программистов, поэтому востребован специалистами.
Разработка C# учитывала недостатки предшественников: C++, Delphi, Modula, Smalltalk. Язык отлично подходит движку Unity, предлагающему набор необходимых инструментов и готовые пресеты для создания игры без глубоких знаний программирования.
Java легко освоить при наличии базовых знаний о принципах программирования и функционирования ЯП. Язык изначально лишен привязки к определенной платформе, по данной причине считается универсальным. Но некоторые движки (например, Unity) не работают с Java по причине несовместимости.
Важную роль выполняет вышеупомянутый движок – набор центральных компонентов игры (физики, механики, трехмерной графики), используемый для разработки уникальных продуктов. Использование готового движка экономит время, оставляя свободу действий в ключе расширения возможностей. Например, в середине 90-х годов Quake engine (от одноименной игры) использовали для разработки HeXen II, Laser Arena, X-Men: The Ravages of Apocalypse, некоторых других видеоигр.
Выделяют три популярных движка:
- Unity. Инди-разработчики и крупные студии создали тысячи игр с помощью данного движка. Вы получаете визуальную среду разработки, модульную систему элементов, кроссплатформенность.
- Unreal Engine. Движок от Epic Games поддерживает разработку на C++, предоставляется бесплатно. Если за квартал продукт принесет более 3000$ прибыли, издатель обязан выплатить роялти – 5% дохода. Инди-разработчики часто используют данный движок, особенно при создании тестовых версий.
- Frostbite Engine. Для разработки под iOS/Android компания EA Digital Illusions CE создала версию Go. Движок имеет большой выбор функций, инструментов, его главная фишка – разрушаемость объектов и окружающего ландшафта.
Выбор движка зависит от ваших знаний программирования. Уточните, на каком языке пишут в Unreal Engine и других вариантах ПО. Например, UE поддерживает разработку на C++, а Unity – C#, писать на других языках не получится.
UNITY
Кроссплатформенный коммерческий игровой движок, разработанный Unity Technologies. Он использовался для таких игр, как Untitled Goose Game, Ori and Will of the Wisps и Hollow Knight.
Фото: epicgames.com
Для разработки: 2D- и 3D-игр.
Платформы: Windows, macOS и Linux.
Языки программирования: C#.
Стоимость: Бесплатно для личного пользования предоставляется студентам и любителям, а также небольшим компаниям, которые зарабатывают менее 100 000 долларов в год. Помимо этого, существуют годовые планы, начинающиеся с 399 долларов в год или 40 долларов в месяц.
Обучение: Unity предоставляет некоторые бесплатные ресурсы, чтобы помочь новичкам начать работу с движком. Но в рамках программы Unity Learn Premium она предоставляет гораздо больше возможностей, включая курсы, учебные пособия и даже сертификаты. Unity Learn Premium в настоящее время бесплатна до 10 июня 2020 года, но обычно стоит 15 долларов в месяц.
Начало работы: https://learn.unity.com/tutorial/create-your-first-unity-project
Добавляем в игру сложный режим
Когда игрок прошёл все уровни, ему можно дать возможность поиграть на повышенной сложности: он уже знает всю игру и может пройти более сложные ловушки и боссов. Например, сложный режим может отличаться дизайном уровней и поведением противников.
Чтобы и этот режим поместился в оставшуюся память, снова используют трюки с памятью и графикой.
Чтобы игрок понял, что начались трудности, просто меняют палитру. Это почти столько же по памяти, но выглядит сложнее.Уровень можно поменять так: берут исходную картинку, накладывают сверху новые детали и получают сложную локацию. В среднем на это уходит по 7 байт на каждый экран.
По деньгам
Деньги на разных рынках принципиально разные. Например, в Кремниевой долине в разы выше. Много достойных вакансий для тех, кто пишет на Java (разработкой под Android) и Java Script; на С/С++, а также на Objective-С и Swift (разработка под iOS).
Глобально, на порядки больше денег приносят работа в компаниях-мейджорах и такие языки, как F#, Clojure, Groovy, Perl, Erlang, Rust, Scala, Go. Кстати, в этом же ряду популярный простой и лаконичный Ruby. А Rust любят многие в IT-комьюнити. Менее популярные языки часто изучают в дополнение к своему основному, широко используемому на рынке.
Доступные и популярные языки, такие как Java или JavaScript (JS), а также языки, дающие фундаментальные знания (С/С++), приносят хорошие деньги и позволяют быстро находить работу в России, на аутсорсе или с релокацией в другие страны.
Godot
Движок разработан двумя программистами из Аргентины — Хуаном Линетски (Juan Linietsky) и Ариэлем Манзур (Ariel Manzur) в 2007 году. Несколько лет Godot был основой для внутреннего ПО некоторых латиноамериканских компаний. До того как исходный код движка выложили в открытый доступ, его итерации выходили под разными названиями: Larvotor, Legacy, NG3D и Larvita. Godot до сих пор активно поддерживается благодаря пожертвованиям на Patreon от сообщества, заинтересованного в развитии технологии.
Kingdoms of the Dump — игра, созданная на Godot
Достижения:
- согласно данным портала itch.io, Godot занимает пятое место среди самых популярных игровых движков, оставив позади себя RPG Maker и Unreal Engine 4;
- на Godot сделано более 5 000 проектов;
- в начале 2021 года разработчики получили грант на 120 тысяч долларов от волгоградской студии «KEFIR!».
Преимущества:
- подходит для 2D-игр;
- в отличие от Unity, поддерживает систему измерения в пикселях и облегчает создание пиксель-арта;
- мультиплатформенный редактор (Windows, macOS, Linux) работает в двух режимах — 32 и 64 бита;
- скрипты реализованы проще, чем в других движках: помимо собственного GDScript, есть полная поддержка C# 8.0, C++, а также визуальное программирование;
- гибкая система анимации объектов, встроенная в движок;
- наличие подробной документации в сообществе, а также много полезной информации на reddit.
Недостатки:
- 2D-физика и тени реализованы хуже, чем в других бесплатных движках;
- могут возникнуть трудности с перемещением и изменением объектов на уровне;
- 3D-движок не может конкурировать с более мощными альтернативами;
- не поддерживает консоли;
- ограниченная интеграция со сторонним API;
- отсутствие знаковых хитов.
Игры на движке: Kingdoms of the Dump, The Garden Path, Until Then, Ex Zodiac, GDQuest.
Я заинтересовался Godot, когда искал альтернативу Unity/UE4 c открытым исходным кодом, и начал с ним работать в октябре 2019 года. До этого я делал игры на GameMaker, потом перешёл на Unity, чтобы сделать первую 3D-игру, и продолжал на нём работать, пока не попробовал Godot. Теперь я работаю только на нём. В процессе разработки нередко возникают проблемы с исправлением багов. Некоторые ошибки появляются в самых неожиданных местах, и сложно найти корень проблемы. Ситуацию усложняет скудное и запутанное описание к ним
Я 3D-художник, для меня важно, чтобы 3D-сцены отлично выглядели. Поэтому хотелось бы, чтобы в следующих версиях улучшили возможности графики: физически корректный рендеринг, связанный с динамическим и статическим глобальным освещением, эффекты окружающей среды и постобработки
При этом должны быть хорошая производительность и оптимизация. Об этом стоит задуматься, ведь наличие 4K-дисплея у игрока скоро станет нормой».
Леонардо «Leocesar3D» Велозу (Leonardo «Leocesar3D» Veloso), инди-разработчик (Human Diaspora).
Интервью в марте 2021 года
Human Diaspora
«Каждый день я сталкиваюсь с молодыми людьми, убеждёнными в том, что Unity и UE4 — это единственные движки, которые стоит изучать. Они игнорируют тот факт, что экосистема геймдева разнообразна: игры создаются как на популярных, так и на собственных движках. <…> Godot не конкурирует с другими инструментами, ведь он создан не для прибыли. Мы заинтересованы в том, чтобы мотивировать разработчиков поработать на нём. Это поможет не только развеять мифы о разработке игр, но и увеличит количество людей, активно работающих над улучшением технологии, которая навсегда останется бесплатной для всех».
Райан Хьювер (Ryan Hewer), CEO Little Red Dog Games (Precipice).
«What is the best game engine: is Godot right for you?», апрель 2020 года
Precipice
Шаг 3. Пойми, какие виды языков программирования бывают
Python
Пожалуй, самый простой язык программирования из всего списка. Минимум служебных символов, динамическая типизация, максимально понятный синтаксис. И если ты мало что понял из прошлого предложения — это повод начать обучение именно с Python. Несмотря на визуальную простоту, этот язык — один из мощнейших. На нем одинаково легко работать как с текстом, так и строить нейронные сети.
Узнай, “Почему Python — это подходящий язык для новичков”
С
Универсальный язык программирования. Популярен у программистов, потому что сочетает в себе возможности языков программирования высокого и низкого уровней. Большинство программистов используют этот язык для серьезных разработок потому, что их привлекают свобода выражения мыслей, мобильность и чрезвычайная доступность этого языка.
С++
Крайне востребованный язык почти во всех областях программирования. К примеру, если ты планируешь работать с железом, то придётся изучить библиотеки для работы с конкретными устройствами и средствами отладки.
Java
Более двух десятков лет этот язык находится в списке самых востребованных, а это уже что-то значит. Сегодня он в основном ассоциируется с разработкой приложений для Android. При помощи Java ты можешь создавать графические виджеты для веба или писать десктопные приложения. Java — великолепный язык, чтобы полноценно понять программирование.
Java Script
JavaScript сейчас везде. Это один из самых быстроразвивающихся языков современности, и он очень быстро набирает популярность. JavaScript многофункционален, на нём можно разрабатывать программы для любых платформ. Изначально использовался для создания интерактивных веб-страниц, но сейчас на нём делают и серверные, и мобильные, и десктопные приложения, и многое другое.
Swift
Swift не вполне универсален: он еще не полностью вытеснил Objective-C из приложений для Apple, но перспективы у него блестящие. С помощью Swift вы можете создавать приложения для всех продуктов Apple: macOS, watchOS, iOS и любой новой системы, если она появится.
РНР
PHP — чемпион по популярности в веб-разработке. Его широко используют в создании серверных приложений, скриптов и утилит. Вы найдёте его в сайтах многих известных компаний, например Avito, Badoo, «ВКонтакте», Wikipedia, Facebook. Иногда приходится слышать, что PHP умирает или что это ужасный язык. Не верьте — это мнение устарело.
По версии HeadHunter, работодатели чаще всего ищут backend и fullstack разработчиков.
Ruby
Один из самых молодых языков программирования и входит в десятку самых используемых. Это возможно благодаря простому синтаксису и быстрому написанию программ. Язык удобен для разработчиков, с сильной абстракцией и использованием конструкций натурального или человеческого языка.
SQL
Язык программирования, предназначенный для облегчения получения конкретной информации из баз данных. Проще говоря, SQL — это язык баз данных.
GO
Язык программирования, который был разработан корпорацией Google. Часто его еще называют «Golang» – сокращение от «Google language». Мощный, изящный и современный язык программирования, по скорости
сравнимый с C и C++, а по простоте создания кода — с Python. Используется для создания высокоэффективных программ, работающих на современных распределённых системах и многоядерных процессорах.
C#
Если ты не определился с языком, значит еще не решил, что больше привлекает: веб, мобильные или десктопные приложения. Тогда твое решение — C#, универсальный инструмент для всех направлений разработки.
Всё дело в интерпретаторе
На самом деле компьютеру неважно, на каком языке написан код. Главное — чтобы существовал интерпретатор, который может перевести программный код, написанный человеком, в команды, понятные компьютеру
В теории, можно взять любой язык программирования, перевести все его команды на русский язык и потом написать интерпретатор для этого языка. Работать вся конструкция будет так:
- Берём код на русском языке.
- Переводим каждую команду обратно в исходный вид в оригинальном языке.
- Так делаем с каждой командой.
- Получившийся код запускаем с помощью оригинального компилятора или интерпретатора.
Видно, что с таким подходом больше мороки, чем пользы:
- нужно написать отдельный новый интерпретатор;
- научить его проверять ошибки;
- научить его переводить код в оригинальные команды другого языка;
- по возможности, чтобы это не падало и не тормозило;
- написать документацию и обучающие материалы.
В общем, работы много, но непонятно, зачем её делать. Гораздо проще сразу писать на нормальном языке программирования, а не изобретать свой собственный.
Другой вариант — использовать директивы вроде #define в языке C и C++. Смысл #define в том, что перед компиляцией все слова, которые мы таким образом определили, заменяются на изначальные. И тогда можно написать что-то такое:
#define ЕСЛИ if
#define ДА true
#define НЕТ false
#define АНЕТО else
#define ВЫВОД printf
#define ОТДАЛ return
И получится что-то такое (не вдаваясь в подробности):
ЕСЛИ(…) {
ВЫВОД (…) ;
}
АНЕТО ЕСЛИ(…)
ВЫВОД (…);
АНЕТО ВЫВОД (…);
ОТДАЛ…;
}
Ради искусства такое сделать можно, но долго эксплуатировать такой код вам будет неудобно, даже если вы сами его написали. Сначала нужно запомнить все свои дефайны, потом не перепутать их при употреблении. А потом другой разработчик придёт в ваш код и проклянёт вас.
А ещё есть два известных языка программирования, где весь синтаксис изначально реализован на русском: КуМир и язык программирования 1С.
Начните с HTML и CSS
Часто их называют языками программирования, но это не верно. Это язык разметки и таблица стилей, с помощью которых верстается страница. Все сайты используют HTML и CSS. Прелесть технологий — в их простоте: их легко освоить на среднем уровне за 2-3 недели. Если вам интересно работать в интернете — попробуйте.
JavaScript
Один из самых популярных языков для работы с сайтами. До сих пор использование этой технологии — едва ли не единственный способ сделать страницу интерактивной, заставить сайт реагировать на действия пользователя. Изначально JS создавали специально для веб-разработки, но сейчас с его помощью можно делать очень многое:
- серверные и консольные приложения;
- игры и сервисы для мобильных;
- программы для десктопа.
Этот язык быстро развивается, востребован на фрилансе. Часто именно JS рекомендуют в ответ на вопрос, какой язык программирования выбрать для быстрого старта. Его легко освоить.
Начинающий разработчик на JavaScript может рассчитывать на 30 тысяч рублей в месяц. Средний — 45–90 тысяч и больше. C опытом от трех лет — на 135 тысяч и больше.
Особенности:
- Неявная типизация. Когда разработчик пишет код, он использует переменные — строки, числа и прочее. В языках со строгой типизацией программисту приходится объявлять тип переменных — сообщать обработчику, что это, например, число или строка. В языках с неявной типизацией обработчик «понимает» это сам. С одной стороны, это плюс — код пишется быстрее. С другой стороны — минус, потому что новички часто ошибаются и создают операции для переменных с разными типами данных. Например, в коде порой встречается суммирование чисел и слов. Это довольно формальное объяснение, на самом деле всё сложнее. Подробнее вы поймете эти особенности после старта обучения.
- Малонадёжность — JS не используют в сверхсложном ПО, разрабатывать банковские или промышленные продукты на нем не получится.
Стек:
- редактор кода или IDE (среда разработки): Notepad++, Sublime Text, WebStorm;
- отладчик: браузер, Firebug;
- среда исполнения для серверного ПО: NodeJS + менеджер пакетов npm.
Разрабатывать удобно в редакторе кода — он подсвечивает синтаксис и подсказывает нужное написание. Отладка, или пошаговое исполнение программы, в JS происходит в DevTools браузера, дополнительное ПО необязательно.
Пример синтаксиса JavaScript — обработка формы входа
Не забывайте о библиотеках и фреймворках. Это компоненты, из которых собирается программа. Для упрощения понимания: представьте строительство дома. Вы не создаете с нуля каждый кирпич, не делаете сами молоток, а пользуетесь готовыми инструментами и материалами. В случае с программированием — делаете программу из компонентов библиотеки или фреймворка.
Не торопитесь вникнуть во все технологии сразу. Начинаете с нуля — используйте чистый язык и разбирайтесь в принципах программирования.
Дополнительно пригодится:
- для десктопных программ: Electron и AppJS;
- популярные фреймворки и библиотеки: jQuery, AngularJS, ReactJS, Ember;
- JSON — популярный формат передачи структурированных данных;
- MongoDB — документо-ориентированная база данных для JS-процедур.
Заключение
На первом месте стоит задача, а лишь потом инструмент. Нельзя, например, выучить только Python и быть на одном уровне с мобильным разработчиком, который владеет более подходящим инструментом
Важно, хотя бы отдаленно представлять какой стек подходит для определенных задач
Если вы совсем новичок, то хорошим началом будет знакомство с Python. Так вы поймете базовые принципы не испугавшись слишком технических аспектов программирования.
После первого знакомства с разработкой выбирайте свою нишу и погружайтесь в изучение соответствующих инструментов.
Но перед тем как пойти изучать выбранную технологию, ознакомьтесь с базовыми принципами программирования.
А если остались вопросы, то добро пожаловать в чат в Телеграм.