На заметку игроману: чему нас могут научить компьютерные игры

Пространственное мышление

Компьютерные игры помогают развивать пространственное мышление — целую группу способностей человека, связанных с ориентацией в трёхмерных пространствах.

Исследования пространственного мышления начались в восьмидесятые-девяностые годы на материале тетриса и головоломок. Потом вектор интересов сместился на экшен-игры и шутеры, которые, как оказалось, также вносят вклад в развитие пространственных возможностей.

«Если это игры онлайн, то можно попрактиковать язык с иностранцами (правда, чаще всего это нецензурная лексика). Есть игры с элементами решения головоломок, что развивает мышление и заставляет думать. Есть игры на время, которые заставляют быстро действовать или принимать решение за персонажа»

В целом, учёные склоняются к тому, что видеоигры развивают зрительное внимание и рабочую память — тот объём информации, который мы можем временно удерживать в голове. Игры-стратегии развивают стратегическое мышление, а шутеры и аркадные игры — скорость реакции

«Я думаю, почти все игры так или иначе развивают реакцию или что-то другое, ну и во все игры я играю на английском, так что немного помогает именно в разговорном английском»

При этом не все навыки, выращенные на компьютерных играх, успешно переносятся на другие виды деятельности. Особенно актуально это для мозговых тренажёров, которые обещают при регулярных тренировках улучшить некоторые когнитивные характеристики. В частности, предполагается, что такие тренажёры способны улучшать исполнительные функции — когнитивные процессы, необходимые для поддержания любой нашей деятельности (фокусировка на текущих задачах и переключение между различными делами, когда это необходимо). Такие тренажёры должны развивать и стабилизировать исполнительные функции, которые помогают нам сосредотачиваться на том, что мы делаем, не отвлекаясь на постороннее; при этом исполнительные функции позволяют нам переключиться на другие дела, когда нам это нужно. Исследования таких игр показывают, что, если мы получили некоторый прирост в решении онлайн-задачек, не всегда эти навыки переносятся за пределы игры.

«Люди начинают тупеть, ведь в гаджетах нет ничего полезного и они отнимают много времени от занятий другим делом»

Компьютерные игры не панацея в плане когнитивного развития. Тренировка внимания, памяти и скорости реакции — скорее приятный бонус. Не до конца понятно, насколько хорошо и устойчиво выращенные в играх навыки работают вне виртуального пространства, хотя некоторые учёные настроены весьма оптимистично.

Какие компьютерные игры опасны для психики и развития ребенка?

Если у ребенка нет зависимости, но он любит “погамать”, а вас это тревожит, попробуйте разобраться, во что именно он играет. Любимые типы игр по-разному характеризуют ребенка и по-разному влияют на его психику и развитие.

Аналоги настолок или обычных игр

Ребенок играет в шашки, шахматы, монополию и т.п., но в компьютере или телефоне? А может, ему нравятся квесты или викторины? Ничего страшного с ним не происходит — в этих играх нет механик, которые вызывают плотную зависимость.

Стрелялки

Вы обращаете внимание на то, что у него на экране кровь и мясо и хватаетесь за сердце. А для специалистов по играм это вообще не характеристика класса игры, потому что:

  • не отображает механику. Лужи крови бывают и в компьютерных автогонках, и в стратегиях.
  • ничего не говорит о том, насколько эта игра “подсаживает” и вызывает зависимость.

Проще говоря, вреда от игр с очевидным насилием не больше, чем от милого виртуального мира с цветочками, который вдруг пишет ребенку в телефон, что у него начал погибать с трудом выращенный садик, который надо срочно полить. С ружьем побегать — это надо с друзьями на время договориться, да еще и сохранить дружеские отношения, если проиграли.

Виртуальный мир

Ребенок строит свой мир, где живет в роли персонажа? Может, он там реализует свою творческую натуру и использует игру как доступный ему конструктор. А может, пытается быть тем, кем не может быть в реальном мире. Как герои комиксов типа Бэтмена или Супермена, которые были крутыми только в костюме.

Обращайте внимание на то, насколько ребенок зависим от этого виртуального мира, а не на его внешнюю оболочку. Если для ребенка это именно игра, в которую он ходит, когда хочет, — это не страшно

А вот если он начинает жить в виртуальном мире вместо настоящего — консультация психолога не помешает.

Бродилки

Это игры, где уровни сложности повышаются, а игроку надо проходить один за другим, хоть собирая бананы, хоть борясь с врагами. Они могут делать ребенка крайне возбудимым, когда он не может пройти уровень, Но при этом дают награду, когда игрок приложил усилия, потренировался и добился успеха. Как правило, в такие игры запойно играют дети, которым не хватает похвалы и успешности в реальном мире. Ведь тут можно попробовать снова и снова, успех пройденных уровней закрепляется. Тоже есть повод поговорить с психологом, но не на тему зависимости, а о том, как помочь ребенку стать более уверенным и успешным.

Игра поможет сберечь любовь и дружбу

Интервью с семейными парами показали, что совместные игры помогают вернуть утерянную романтику и даже открыть новые грани эмоциональной близости. Те семьи, в которых было принято играть, не распались. Пары, которые не нашли возможности играть, либо расстались, либо и дальше терпели не самые счастливые отношения.

Игра — источник радости, юмора и фантазии. Она помогает ощутить новизну и учит проще относиться к разногласиям. Без игры практически невозможны глубокие отношения между людьми. Кстати, это касается не только любви, но и дружбы. Есть различные виды игрового поведения, например шутки, которые позволяют нам открыться друг другу, чувствуя себя при этом в безопасности. Игра ограничивает глубокие психологические страхи и уязвимые моменты, которые угрожают эмоциональной близости.

Дразня друг друга, люди обычно нащупывают границы отношений. Шутки, в которых содержится нереалистичное преувеличение, позволяют безопасно разобраться с настоящими страхами, не превращая их в обвинения. «Конечно, сейчас ты мой лучший друг, но когда я одолжу тебе деньги, ты возьмешь и уедешь на Бора-Бора — и я тебя больше не увижу», — может сказать один друг. Шутки — это минимально инвазивная хирургия в отношениях: они проникают на более глубокий эмоциональный уровень, не оставляя ран на входе.

Подробнее о книге «Игра»Читать отрывок из книги

Игры и насилие

О том, что ВОЗ планирует включить игровую зависимость в список расстройств, стало известно еще в начале 2018 года. Тогда мнения экспертов разделились.

Одни ученые отмечают позитивное влияние игр на развитие человека (например, по некоторым данным, они улучшают когнитивные способности), других беспокоят негативные последствия.

О нарушениях в поведении геймеров говорят едва ли не с того момента, когда популярность видеоигр стала расти. Тогда каждый родитель недоумевал, почему его чадо так долго сидит за компуктером, и сетовал на то, что это негативно отражается на учебе.

Кроме того, сердобольные мамы и папы и все сочувствующие им опасались, что компьютерные игры способствуют распространению насилия. В марте 2018 года Дональд Трамп встречался с представителями гейм-индустрии и обсуждал «жестокость в видеоиграх», которая может привести к стрельбе в школах.

Вред игр на смартфонах

Результаты проведенной научной работы были опубликованы в журнале Computers in Human Behavior. По словам исследователя Шанеля Ларша (Chanel Larche), многие люди используют мобильные игры для избавления от чувства скуки. При этом они испытывают много положительных эмоций что само по себе очень хорошо. Помимо повышения настроения, они достигают высокой сосредоточенности и внимательности, которые помогают избавиться от ощущения монотонности жизни. Это приводит к тому, что со временем люди привыкают замещать скуку играми и эта привычка начинает мешать им вести полноценную жизнь с разного рода активностями. В этом заключена вся опасность мобильных развлечений.

Мобильные игры для многих являются источником положительных эмоций, но этим нельзя злоупотреблять

В ходе научной работы ученые наблюдали за 60 добровольцами, которые любили игру Candy Crush. Это популярная игра в жанре «три в ряд», в которой нужно совмещать и лопать цветные шарики. Участники исследования были вовлечены в игру по-разному: кто-то находился на начальных уровнях, а некоторые уже ставили рекорды. Игрокам было предложено выбрать один из уровней сложности:

  • простой, при котором темп игры был медленный и не требовал от человека особой концентрации;
  • сбалансированный, который можно было пройти только с максимальной увлеченностью. Темп игры был высоким, а головоломки — сложнее.

В 2019 году стало известно, что каждый день в Candy Crush играют более 9 миллионов человек

Правильный выбор компьютерных игр

Каждому родителю необходимо знать, как правильно выбрать компьютерную игру для своего малыша, которая не причинит вреда его психике. Именно от правильного выбора компьютерной игры зависит развитие таких важных факторов, как восприятие цвета, количества, формы и т. д.

На сегодняшний день в мире проводятся множество исследований относительно влияния компьютерных игр на развитие психики детей. Основываясь на их результатах, разработчики создают множество игр для ребенка любого возраста. Качественные компьютерные видеоигры доступны как в сети Интернет, так и в специальных игровых магазинах. С их помощью малыш может научиться считать, рисовать, читать, быстро запоминать необходимую информацию.

Выбирая компьютерную игру, необходимо учитывать пол и возраст ребенка, поскольку игры для мальчиков и девочек и для детей разных возрастных категорий существенно различаются. Для девочек наиболее интересными будут, например, игры на кулинарные темы, красоты и моды, в то время как мальчики зачастую интересуются гонками и спортивными играми.

Детям помладше подойдут познавательные развивающие компьютерные игры.

Профилактика игровой зависимости

Развитие зависимости можно предотвратить, исключая необходимость последующего серьезного лечения. Для этого достаточно ряда профилактических мер. В первую очередь надо узнать, почему человек предпочитает виртуальный мир реальному. Ведь компьютерные игры затягивают в основном тех, кто неудовлетворён жизнью. Если чего-то не хватает – это может дать виртуальный мир. Поэтому, поняв это, справиться с проблемой будет легче.

Зная последствия компьютерной игры, становится понятно, что лучше не лечиться от зависимости, а предотвратить её. Недопустима резкая критика в отношении игромана. Общаться с ним надо мягко. Не помешает и своевременная консультация с психологом. Контакт с больным установить несложно, достаточно понять суть любимой игры, и тогда можно завоевать его доверие. Это поможет управлять им, снизить потребность в постоянном времяпрепровождении за компьютером.

Возможные последствия и их предотвращение

Последствия увлеченности компьютерными играми агрессивного содержания могут быть крайне печальными. Так, в 1999 году после участия в проектах Дум и Квейк двое американских подростков устроили стрельбу в лицее. Во время нападения они расстреляли около 30 своих товарищей, еще 20 людей были ранены.

Компьютерные игры, где сюжет наполнен жестокостью и агрессией, пагубно влияют на еще неустойчивую психику растущего человека. Постоянное проявление насилия в виртуальной жизни приводит к возникновению нездоровых, опасных фантазий. И они вполне могут перерасти в проблемное, асоциальное поведение в реальной жизни.

И лучше отдать предпочтение логическим, развивающим играм, которые формируют полноценное когнитивное восприятие. А все потому что на сегодняшний день они считаются самыми безопасными и полезными среди всех существующих виртуальных развлечений.

Психология игровой зависимости

В основе механизма формирования компьютерной зависимости лежит уход от реальности и потребность в принятии определенной роли. В большинстве случаев это является средством компенсации жизненных проблем. При этом человек начинает себя реализовать в игровом мире, а не в реальном.

Сейчас существует множество компьютерных игр, к счастью, не все они одинаково опасны. Условно их можно разделить на ролевые и не ролевые. Определив, к какой из категорий относится игра, можно оценить, насколько она опасна.

Ролевые игры отличает их выраженное влияние на психику человека. При этом человек «вживается» в определенную роль, отождествляет себя с каким-то персонажем, одновременно уходя от реальности.

Среди ролевых игр можно выделить 3 типа:

  1. с видом «из глаз» персонажа;
  2. с видом «извне» на своего героя;
  3. руководительские игры.

Сильнее всего «затягивают» игры с видом «из глаз». Геймер полностью идентифицирует себя с определенным компьютерным персонажем, максимально входит в роль, ведь он «смотрит» на виртуальный мир глазами своего героя. Буквально через несколько минут после начала сеанса человек начинает терять связь с реальным миром, полностью переносится в виртуальный мир. Он настолько отождествляет себя с компьютерным героем, что может считать действия компьютерного персонажа своими собственными, а сам виртуальный мир начинает им восприниматься как реальный. В критические моменты он может ерзать на стуле, пытаясь увернуться от выстрелов или ударов, бледнеть.

Если смотреть на своего героя «извне», то сила вхождения в роль меньше, по сравнению с предыдущим типом игр. Несмотря на то, что отождествление с компьютерным персонажем выражено менее, эмоциональные проявления, связанные с игрой, все равно присутствуют, что видно во время неудач или гибели компьютерного героя.

При руководительских играх человек руководит несколькими (или множеством) персонажей. Он не видит на экране своего героя, а придумывает себе роль. Выраженное «погружение» возможно только среди людей с развитым воображением. Психологическая зависимость, формирующаяся при руководительских играх, довольно выраженная.

Видеоигры пропагандируют убийства и жестокость

Это, пожалуй, самый распространенный миф и возникает он, когда люди смотрят на шутеры или экшены, но сами в них не играют. Проекты данного жанра карикатурно кровавы, но крайней редко показывают какую-то жесткость, все сводится к стрельбе по профилю противника или ударам по корпусу.

Современные игры используют крайне упрощенную физическую модель и компенсируют это графикой с «литрами крови» и соответствующим антуражем уровней, но то, что в игре подается как жестокая расправа, остается в игре. В реальности такое повторить не получится из-за совершенной другой физики.

По аналогии с кино, почему-то никто не говорит, что боевики или ужастики чему-то учат, а они имеют гораздо более высокий уровень реалистичности. Большинство шутеров и экшенов продаются для лиц старше 18 лет, поскольку действующие рейтинговые ограничения запрещают использовать человеческие тела в качестве противников в кровавых играх с рейтингом меньше 18.

Кроме того, большая часть игрового процесса в таких играх намеренно сделана оторванной от реальности — ну не получится у человека подбросить другого и в прыжке ударить по его лицу ногой с разворота. Это только со стороны кажется, что персонаж, вроде Кратоса из God of War или Саб Зиро из Mortal Kombat шинкует врагов на кусочки, на самом деле это игровая условность.

Игры с сюжетом пропагандируют те ценности, что важны по мнению авторов, но это культурные и образованные люди, и чаще всего игрок — положительный персонаж, оказавшийся в трудной ситуации, или жертва обстоятельств, вынужденный действовать жестко.

Важнее всего то, что не существует компетентных и всесторонних исследований, доказывающих, как видеоигры учат жестокости. Ряд исследований даже говорит об обратном — что видеоигры позволяют сбросить пар и напряжение, а также учат, как делать не надо.

Если услышите где-то о доказанных исследованиях о вреде видеоигр или о том, что через них прививают обман, насилие, деградацию и поступки против совести — знайте, это обычная манипуляция фактами и незнание сути геймплея.

Почему от игр не оторваться

«— Ну вот закончу и всё

— Ну вот пройду босса и всё

— О, а что это там

— Небольшой квест, ну ладно

— О, новый персонаж, надо прокачать

И так продолжается очень и очень долго…»

В цитате выше хорошо описывается, как в компьютерных играх работает эффект незавершённого действия, также известный как эффект Зейгарник. Суть феномена в том, что действия, которые мы по какой-то причине не завершили, намного лучше запоминаются. Нам психологически сложно прерываться на середине и бросать почти завершённую задачу как бы на полпути. В компьютерных играх практически не возникает ситуация, когда у игрока выполнены все задачи прежде, чем ему дадут пару других, от того и перестать играть так сложно.

Как компьютерные игры влияют на здоровье?

Как ни странно, такое увлечение может оказывать не только негативный, но и положительный эффект. На данный момент проведено не мало исследований, подтверждающих это. И о них мы поговорим немного позднее.

Неблагоприятное действие видеоигр

Такое влияние игры могут оказывать из-за ряда причин, например, длительное нахождение человека в сидячем положении. Стоит ли говорить, что малоподвижный образ жизни приводит к увеличению массы тела и ожирению в последствии? При такой позе напрягаются мышцы шеи, головы и конечностей, повышается нагрузка на позвоночник, что увеличивает риск развития остеохондроза и сколиоза. Суставы кистей рук перегружаются, это способствует их изнашиванию и повреждению связок данной области. Из-за постоянного клацания по клавиатуре и мыши пальцы быстро устают, а в подушечках возможно появление парестезии – это расстройство чувствительности, при котором появляется онемение, покалывание, ползание мурашек.

Также компьютерные игры воздействуют на зрительный аппарат. Это проявляется ухудшением зрения. Это связано с тем, что мышцы глаз находятся в длительном сокращении, а для их нормальной работы необходимо и расслабление. Могут появиться слезотечение, двоение изображения и головная боль. К сожалению, улучшить зрение возможно только хирургическим путём, поэтому, чтобы не ходить всю жизнь в очках или линзах, рекомендуем к выполнению следующие упражнения. Их желательно выполнять после каждого часа усердной работы за компьютером. Это займёт всего 5 минут, но поможет сохранить зрительное здоровье.

Влияние видеоигр на психику

В одном из университетов США в Индианаполисе было проведено исследование на 44 подростках по поводу реакций в головном мозге, вызываемых компьютерными играми. В статье с опубликованными данными можно выделить то, что людям, которые играют в видеоигры с присутствием насилия, больше свойственны проблемы с концентрацией внимания и самообладанием. Они становятся менее восприимчивы к жестокости в реальности и на простые жизненные ситуации реагируют более агрессивно. И это проявляется всего лишь после 30 минут непрерывной игры. Для детей такое воздействие более опасно, так как их нервная система является ещё недоразвитой.

Интересно, что совместная игра с кем-либо уменьшает уровень агрессии. Регулярно проводящие в кооперативе игроки-союзники лучше справляются с совместными задачами в реальной жизни, а соперники делают это ещё быстрее. Это доказала группа студентов из университета штата Огайо в своём исследовании.

Однако существуют статьи и с другими результатами, которые утверждают, что взаимосвязи между играми с насилием и повышенной жестокостью нет. Поэтому тема остаётся дискуссионной и в настоящее время.

Можно ли умереть от переигрывания?

Ответ – да.

Видеоигры могут провоцировать приступы эпилепсии, а также вызывать изменение сердечного ритма у предрасположенных к этому людей. Но чаще всего смерть геймеров наступает из-за истощения, так как игроки забывают о приёмах пищи, физической активности, а самое главное – сне. А наш мозг нуждается в постоянном поступлении питательных веществ, процессах обмена и выведении отработавших продуктов. И вот несколько примеров в подтверждение этому:

  • В 2005 мужчина корейской национальности в возрасте 28 лет скончался после того, как непрерывно играл 50 часов в Starcraft.
  • В 2012 году 18-летний юноша из Тайвани умер после 40-часовой игры в Diablo 3.
  • В 2017 в США геймер скончался после 22 часов игры в World of Tanks на благотворительном марафоне.

Польза компьютерных игр

Видеоигры бывают разными, в том числе общеобразовательными и развивающими, что немаловажно для детей. Они способствуют развитию логики, координации движений, моторики, вниманию, усидчивости, а некоторые и вовсе помогают сформировать навыки коммуникации

Также игры влияют на процессы адаптации к новым условиям. Преодолевание препятствий развивает целеустремлённость и упорство.

Компьютерные игры могут улучшать цветовое зрение. Исследования, опубликованные в журнале Nature Neuroscience доказали, что у любителей динамичных видеоигр  увеличивается цветовой спектр и повышается способность различать оттенки серого на 43%. Также видеоигры повышают нейронную пластичность, которая является обязательным механизмом в процессе обучения, формировании памяти и когнитивных навыков, необходимых для нормального функционирования нервной системы.

Дофамин

Дофамин — это нейромедиатор, который вырабатывается в человеческом организме естественным образом и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия, чем влияет на процессы мотивации и обучения. Это происходит потому, что в видеоиграх есть система вознаграждения — получение нового уровня, бейджей или трофеев

Это очень радует детей

Это происходит потому, что в видеоиграх есть система вознаграждения — получение нового уровня, бейджей или трофеев. Это очень радует детей.

Прилив дофамина сам по себе не вызывает счастья — скорее просто возбуждает. Мы резвы, бодры и увлечены. Мы чуем возможность удовольствия и готовы усердно трудиться, чтобы его достичь.

Когда дофамин завладевает нашим вниманием, мозг приказывает нам достать объект или повторять то, что нас привлекло. Таким образом, дофамин, заставляя нас чувствовать себя хорошо, может спровоцировать зависимость

Таким образом, дофамин, заставляя нас чувствовать себя хорошо, может спровоцировать зависимость.

В одном исследовании обнаружилось, что видеоигра вызывает всплеск дофамина, сопоставимый с использованием амфетамина: дофаминовая лихорадка сопутствует как игровой, так и наркотической зависимостям. Ребенок не может предсказать, когда получит баллы или перейдет на другой уровень, поэтому его дофаминергические нейроны продолжают выстреливать, а он прилипаете к стулу. В случае детей, даже при строгом дозировании, мы все равно получаем зависимость. Даже если ребенок слишком много не играет, но он все равно «мысленно» остается в игре, во сне они видит игровые образы, в таком состоянии ему в целом сложно сфокусироваться на учебе.

Игры-бродилки

Это виртуальная реальность, которая уводит ребенка далеко от его собственной жизни и развития. Ребенок потратит огромное количество времени, чтобы пройти игру и получит сомнительные навыки и познания.

Отдельно хочу добавить несколько слов о супер-популярной среди современных детей игре-бродилке
Mine Craft, Mine Craft Creative и тд.

Когда мой 9-летний сын год назад радостно сообщил мне, что они на школьной площадке во время обязательной прогулки играют в «Mine Craft в реальности», я чуть не потеряла дар речи. Воистину детская находчивость и креативность не знает границ!

Игра Mine Craft настолько увлекательна, что способна надолго засосать даже взрослых. Видя ее красочность и фантастические возможности для «строительного творчества»

Ребенок не способен стать архитектором без развития пространственных представлений на совершенно другом уровне, связанном с ощущением своего места в пространстве (языком нейропсихологии — соматогнозиса).

Многие сегодняшние 8-летние игроки в Mine Craft нередко не могут выполнить простую инструкцию: «Дотронься указательным пальцем на левой руке к своей правой брови», не умеют скакать на одной ноге и прыгать на скакалке.

По мере того, как наше поколение во время каникул и после школы безвылазно играло во дворе в мяч, резинку, жмурки, лазило по деревьям и шаловливо воровало яблоки во фруктовых садах, в нашей префронтальной коре развивалась основа эмоционально-волевой зрелости, саморегуляции и успешного усвоения школьного материала. Чего не скажешь про «юных архитекторов MineCraft».

По законам нейропсихологии, слишком раннее овладение навыками более высокого порядка, такими как чтение, письмо и счет, может тормозить развитие мышления и эмоционально-волевой регуляции, в результате нивелируя сомнительные плоды «раннего развития». У каждого возраста и стадии развития свои биологические и психологические потребности, всему свое время!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector