Все, что нужно знать о компьютерной игровой зависимости: причины, признаки, методы борьбы

Как взрослому избавиться от игровой зависимости

Несмотря на различные причины возникновения зависимости, по статистике, всех больных объединяет слабая способность к адаптации, нарушенная социализация, стремление избегать решений и уходить от проблем, низкая стрессоустойчивость.

Чтобы справиться с проблемой, нужно решить именно эти сложности:

  1. Повышать стрессоустойчивость и наращивать копинг-стратегии (приёмы, помогающие справляться со стрессом) — это снизит испытываемый в повседневной жизни дискомфорт.

  2. Развивать позитивное мышление, бороться с негативными когнитивными паттернами.

  3. Повышать самооценку.

  4. Работать над возвращением контроля за собственной жизнью, и принятию ответственности.

Пройдите наш тест «Локус контроля» и узнайте, насколько хорошо вы контролируете свою жизнь

Поддержка близких

Если ваш близкий игроман, решивший бороться с проблемой, то вот что вы можете сделать для него:

  • окажите ему всестороннюю поддержку;

  • помогите выработать новые жизненные ориентиры;

  • если вы увлечены чем-то, познакомьте его со своим хобби;

  • если он сорвался и начал играть — не обвиняйте, продолжайте поддерживать;

  • предложите ему помощь в контроле за временем игры, напоминайте, что пора прерваться;

  • старайтесь увлечь его времяпрепровождением вне дома;

  • предложите обратиться к психологу для лечения игровой зависимости.

Помощь психолога

Лечение игромании должно быть комплексным, и зависит от стадии зависимости и «стажа» аддикта. Игроману со стажем придётся лечиться при помощи специалиста и комплекса мероприятий, только опытный психолог сможет избавить его от патологической привязанности.

Психолог

— выявит причины игромании и поможет сформировать мотивацию на избавление от зависимости,

— поможет снизить тягу к играм, заменив её на рациональное увлечение, (на данном этапе могут быть назначены лекарства),

— обучит копинг-стратегиям и поможет начать решать реальные проблемы, приведшие к уходу в виртуальный мир,

— поможет сформировать навыки самоорганизации и самоконтроля.

На всех этапах психотерапевты помогают избавляться от таких психических и психологических нарушений, как низкая мотивация и самооценка, склонность к зависимому типу поведения, проблемы с близкими, низкая стрессоустойчивость.

Связь между жестокими играми и агрессией

После трагедии в школе «Колумбайн» разные американские исследователи начали искать связь между увлечениями жестокими играми и агрессией, которая выплескивается в реальном мире. Например, в одном из первых исследований на эту тему профессор университета в Оклахоме Пол Линч посчитал, что игры влияют на изначально враждебно настроенных подростков больше, чем на обычных.

В 2007 году профессор психологии Дуглас Джентайл провел опрос среди школьников и пришел к выводам, что у детей, которые играют в жестокие видеоигры, риск развития повышенной агрессивности на 73% выше по сравнению с теми, кто играет как в жесткие, так и в более спокойные игры. А в сравнении с теми школьниками, которые вообще не играют в жестокие игры, показатель выше на 263%.

Одним из главных критиков видеоигр за жестокость стал профессор психологии Айовского университета Крейг Андерсон, который занимается этой проблематикой с начала 2000-х годов. По его мнению, жестокие игры вызывают возбуждение и негативные эмоции, повышают знания детей о том, как работает агрессия, и снижают социальные навыки. Также профессор нашел связь между низкими оценками и любовью к играм. В работе 2007 года он вместе с коллегой Брэдом Бушманом сравнил влияние видеоигр на агрессивность с сигаретами, которые вызывают рак легких.

В 2010 году Андерсон представил исследование, согласно которому игры делают детей более агрессивными, менее заботливыми независимо от их возраста, пола или культуры. Для работы профессор проанализировал 130 отчетов об исследованиях со 130 тыс. примеров со всего мира. В другом исследовании Андерсона от 2012 года говорится, что игры влияют на уровень агрессии молодых людей сильнее, чем жизнь с абьюзивными родителями, жестокий контент на ТВ, низкий IQ и употребление психоактивных веществ.

Стадии развития зависимости

Игромания – хроническое прогрессирующее заболевание. Заболеть лудоманией невозможно так же быстро, как заразиться инфекцией. Развитие болезни происходит по нарастающей, обычно это длительный процесс. Геймблинг, или игроманию в различных системах классификации разделяют на несколько стадий. Одна из основных систем является стадийная классификация Кекелидзе-Шемчука, по которой выделяется 4 основных этапа развития игровой зависимости:

  • Доклинический – на этом этапе перемены в поведении носят стертый, неявный характер. На этой стадии можно Избавиться от нарастающей потребности на этой стадии можно с помощью правильной расстановки приоритетов, профилактических бесед и логических суждений.
  • Период клинических изменений личности – стадия развития психической зависимости, появление навязчивых мыслей об игре и формирование поискового поведения (стремления найти возможность сыграть в любой ситуации).
  • Клиническая зависимость – данный период характеризуется изменениями в психоэмоционально-волевой сфере, происходит обеднение эмоций, проявляются такие черты характера, как черствость, жесткость, безразличие по отношению к родным.
  • Этап структурных изменений личности – на этой стадии еще больше уплощаются эмоции, утрачивается рациональное мышление в угоду магическим, символическим представлениям. Игроман подмечает «символы», «знаки», помогающие прогнозировать исход игры. Зависимый человек становится безразличным к происходящему вокруг него. Эмоции яркой окраски возникают только в процессе игры.

Общая картина развития игровой зависимости складывается из поведенческих, психологических и физиологических изменений организма человека. Рассмотрим основные стадии и симптоматику появления зависимости от компьютерных игр.

Лёгкая увлеченность

Для этой стадии характерно возникновение интереса к играм, получение информации о возможных выигрышах, игровом процессе, знакомстве с единомышленниками. У человека формируется собственное представление о возможных выгодах, возникает мотивация. В этот период игроман может контролировать себя, а участие в азартных играх эпизодичны.

На этом этапе провоцирующее влияние оказывают случайные выигрыши, победы, которые вызывают эмоциональные всплески, возбуждение, выделение адреналина, эйфорию. Чем чаще игрок вовлекается в процесс, тем больше ему хочется испытывать подобные эмоции. Появляются фантазии на тему игры, беспричинный оптимизм и предчувствие большого выигрыша.

Увлеченность

В этот период формируется психологическая зависимость от игрового процесса. Для этой стадии характерно возникновение фантазий на тему игры. Игроман испытывает ничем не обоснованный оптимизм, уверенность или предчувствие большой победы или выигрыша. Одновременно с этим растёт социальная дезадаптация, появляются финансовые проблемы, возникают конфликты в семье и на работе. Увлечение ещё не приобрело патологический характер, однако симптоматика ярко выражена:

  • меняются приоритеты – на первый план выходит потребность игры, все остальные дела «отодвигаются на потом»;
  • резко меняется настроение – от эйфории до агрессии;
  • проявляются первые проблемы со здоровьем – нарушение сна, смена режима питания, головные и мышечные боли и т.д.

На этом фоне игра вытесняет базисные потребности человека – в общении, еде, сне, активном отдыхе, физических нагрузках, любви, сексе и т.д.

Зависимость

Хроническая стадия болезни, когда все перечисленные выше симптомы проявляются в более агрессивной форме. Игроман на фоне финансовых проблем готов идти на правонарушения с целью добычи средств на игру. В это время наблюдается снижение приобретенных игровых навыков, делаются нерасчетливые ходы, появляется неоправданный риск, вследствие чего увеличивается количество неудач и проигрышей.

Больной проявляет агрессию в случае попытки ограничить его пристрастие, проявляется синдром отмены

Проблемы со здоровьем носят постоянный и нарастающий характер – появляются депрессивные состояния, мигрени, ухудшается память, зрение и внимание, возможно появление суицидальных наклонностей. В случае дальнейшего прогрессирования заболевания без специализированной помощи у больного возникает компульсивное маниакальное влечение

Попытки оградить его от игрового процесса вызывают физические страдания, абстинентный синдром, агрессивное поведение по отношению к себе и окружающим.

Черты характера, которые влияют на развитие игромании:

Стрессоустойчивость на низком уровне. Данная черта характера подразумевает избегание человеком стрессовых ситуаций. Иными словами вместо того, чтобы решать проблемы, человек уходит от нее, избегает посредством употребления алкоголя, наркотиков или игрой в азартные игры. Такое поведение называется аддиктивным. Люди с очень низким уровнем стрессоустойчивости крайне нестабильны в психологическом плане. Именно поэтому больше всего подвержены зависимости.

Ложь. Любой человек, страдающий от зависимости, будет лгать всем окружающим. Он преследует только одну цель – достичь желаемого (азартная игра). Такой человек способен перевернуть реальность до такой степени, чтобы получить свое. Как правило, совести у них нет, есть только цель – получить желаемое.

Инфантильность. Незрелые личности безответственны и легкомысленны. Они живут лишь ради удовольствия. Эти люди быстро теряют способность к контролю за потраченным на удовольствие временем и силами. Как правило, инфантильность присуща подросткам. Поэтому данная возрастная группа находится в группе риска и чаще остальных приобретают игровую зависимость.

Ригидность. Данная черта характера олицетворяет чрезвычайную жесткость и неподатливость человека. Такие люди очень мнительны, обидчивы (причем обижаться могут по пустякам), быстро разочаровываются в жизни и людях, а также не способны четко сформулировать причину своего недовольства. Ригидность препятствует человеку расширять свой кругозор, адаптироваться в социальном мире и толкает человека на конфликты с другими людьми.

Максимализм. Это одна из наиболее распространенных черт людей, у которых присутствует аддиктивное поведение

Для них важно удовлетворить свои желания и потребности именно сейчас. Длительные цели такие люди не ставят, попросту не видят смысла планировать наперед

Эта черта характера также характерна для подростков.

Отсутствие сопротивления. Черта характера, называемая еще конформностью, предполагает невозможность человека сопротивляться навязываемому извне мнению и страх взять ответственность на себя за свои же действия. Такие люди обычно приспосабливаются к ситуациям, избегая сложностей.

Чрезмерно завышенная самооценка. Это самая главная черта аддиктов. Самооценка становится на столько завышенной, что способна разрушить все личностные установки. После этого человек может фокусироваться только на своих желаниях и действиях, направленные на их выполнение.

Отсутствие последовательности мышления. Неспособность анализировать свой опыт, прокладывать причинно-следственные связи и принимать адекватные решения исходя из негативного опыта в прошлом.

Витание в облаках. Такие люди создают в своем воображении иллюзию, и погружаются в нее. Аддикты настолько верят в свою ложь, что для них полностью стираются границы между реальностью и вымыслом. Для них жизнь в иллюзиях более комфортна и безопасна.

Отсутствие терпения. Страдающие игровой зависимостью люди не могут терпеть. Они живут своими удовольствиями и стойким желанием получить его здесь и сейчас. Если потребность не выполняется сразу, то аддикт ощущает ухудшение эмоционального и физического состояния.

Каждая вышеперечисленная черта присутствует в каждом человека в разной степени. Предрасположенность к возникновению зависимости может появиться лишь в том случае, когда определенные черты характера, например, завышенная самооценка, максимализм, низкая стрессоустойчивость преобладают над другими чертами характера.

Воздействие на организм компьютерных игр

Физические изменения в организме обусловлены влиянием нескольких факторов:

  • длительным сидением в однообразной позе;
  • мерцанием монитора;
  • электронным излучением.

К последствиям воздействия вышеперечисленных факторов медики относят:

1. Снижение иммунитета (защитных свойств организма) — предрасположенность к инфекциям, онкологическим заболеваниям.

2. Неврологические нарушения — существует ряд наблюдений детских неврологов о развитии судорожных приступов, спровоцированных эффектом «мерцания» монитора и частой сменой изображения во время игры (происходит фотостимуляция судорожной активности головного мозга).

3. Нейровегетативные изменения — к ним относят колебания артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, повышение температуры тела, головные боли.

4. Сосудистые нарушения. За счет однообразной позы развиваются застойные явления в сосудах органов, отеки, варикозное расширение вен.

5. Изменение осанки.

6. Нарушение репродуктивной функции.

7. Ухудшение зрения.

8. Эндокринные нарушения.

Так, в Японии исследования выявили, что компьютерные игры стимулируют, например, у детей лишь ограниченный участок мозга, поэтому им нужно больше читать, писать и считать

Кроме того, для стимуляции работы мозга и его нормального развития важно, чтобы дети играли со сверстниками на воздухе и больше общались с другими.. Как утверждают американские учёные, чрезмерное увлечение жестокими компьютерными играми приводит к нарушению передачи импульсов между нервными клетками и замедляет работу мозга (что подтвердили результаты исследований функциональной магниторезонансной томографии, проведённой участвовавшим в исследовании подросткам)

Особенно сильно подобное торможение проявляется у тинейджеров с нарушениями в поведении, у которых активность в коре лобной доли (отвечающей в том числе за эмоции и импульсивность) и без того значительно снижена.

Как утверждают американские учёные, чрезмерное увлечение жестокими компьютерными играми приводит к нарушению передачи импульсов между нервными клетками и замедляет работу мозга (что подтвердили результаты исследований функциональной магниторезонансной томографии, проведённой участвовавшим в исследовании подросткам). Особенно сильно подобное торможение проявляется у тинейджеров с нарушениями в поведении, у которых активность в коре лобной доли (отвечающей в том числе за эмоции и импульсивность) и без того значительно снижена.

По данным статистики, полученным в США, в среднем шестиклассник смотрит телевизор 4 часа в день,— и это не считая того времени, которое он проводит за различными играми перед экраном компьютера или телевизора. Дети признают, что часто играют дольше, чем собирались. Не редко из-за этого они запускают учебу.

По некоторым оценкам, около 40 % американских детей в возрасте от 5 до 8 лет страдают ожирением. К этому, очевидно, располагает недостаточная физическая активность — следствие долгих часов, проведенных за телевизором или компьютером. Одна компания даже разработала специальные тренажеры, на которых можно заниматься, не отрываясь от компьютерных игр. Но разве не лучше было бы посвящать этим играм не так много времени, чтобы его хватало и на другие занятия, необходимые для разностороннего развития личности ребенка?

А вот еще одна опасность, которую таят в себе электронные игры: от долгого сидения перед экраном страдают глаза. Факты говорят о том, что, по меньшей мере, каждый четвертый пользователь компьютера имеет проблем со зрением. Одна из причин кроется в сокращении частоты морганий, что вызывает сухость и раздражение глаз. Когда человек моргает, стимулирует выделение слезной жидкости, которая омывает глазное яблоко, защищая его от загрязнения. Дети, увлекшись, забывают обо всем на свете, и потому могут играть за компьютером часами, почти без перерывов. Это приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Специалисты рекомендуют через каждый час работы с компьютером делать перерыв на несколько минут.

Стадии развития зависимости

Выделяют 4 стадии аддикции от компьютерных игр:

Начальная стадия  – легкая увлеченность. Она наступает тогда, когда человек уже несколько раз поиграл, как говорится, «вошел во вкус». Такое времяпрепровождение дает человеку положительные эмоции

На этой стадии игра имеет ситуационный характер, человек играет эпизодически, только при определенных условиях, когда есть свободное время, но играть в ущерб чему-то важному он не будет.
Следующая стадия – увлеченность. Переход к этой стадии можно определить по появлению новой потребности – игры

На этой стадии человек уже играет систематически, а если нет такой возможности, то он может чем-то пожертвовать, чтобы выделить время для любимого занятия.
И наконец, стадия зависимости. В пирамиде ценностей игра возводится на верхний уровень.
Со временем (это может наступить через несколько месяцев или даже лет) наступает стадия привязанности. Игровая активность человека угасает, он начинает интересоваться чем-то новым, могут налаживаться социальные и трудовые контакты. Однако совсем «распрощаться» с игрой человек самостоятельно не может. Эта стадия может длиться долгие годы. Появление новых игр может провоцировать всплеск игровой активности.

Зависимость может проявляться в виде одной из двух форм – социализированной и индивидуализированной.

Индивидуализированная форма – худший вариант, для нее характерна утрата контактов с окружающими. Человек очень много времени проводит за компьютером, потребности общаться с семьей, друзьями, окружающими у него не возникает. Компьютер и все, что с ним связано для таких людей – своеобразный «наркотик», необходимо регулярно принимать очередную «дозу». В противном случае возникает «ломка» в виде депрессии, повышенной раздражительности.

Для социализированной формы характерно сохранение социальных контактов. Люди, страдающие подобной зависимостью, предпочитают сетевые игры. Подобное занятие для них является не столько «наркотиком», сколько соревнованием. Данная форма менее пагубна для психики по сравнению с индивидуализированной.

Компьютерная игровая зависимость

Следует сказать, что существует тонкая грань между нормой и патологией, что касается психических расстройств, именуемых как «формы аддиктивного поведения». Сюда относят зависимость от телефонных разговоров (или SMS, мессенджера), спортивный фанатизм, зависимость от поп-культуры или шоу-бизнеса и др. Именно к таким формам причисляется компьютерная игровая зависимость, которую порой трудно различить от интернет-аддикции, ведь современные игры часто имеют онлайн-режим, где целое сообщество геймеров общается между собой, торгует, заводит новых друзей, порой даже влюбляется. Это целый мир, который затягивает, не давая некоторым людям из него выйти. Порой лишь физиологические потребности организма являются побуждением покинуть игру.

Переориентируй свою жизнь

Главной причиной игровой компьютерной зависимости является то, что ты не находишь для себя вещей повеселее.

Ты приходишь домой после трудового дня и единственное, что вселяет в тебя хотя бы каплю веселья — твоя долбаная игра, в которую ты играешь каждый вечер.

И с этим надо что-то делать, друг.

Нет, ты можешь оставаться тем жирным или тощим неудачником и проебывать свою жизнь на игры — флаг тебе в руки.

Я помню, как играл в игры в 14 лет: это было для меня всем.

Вся моя жизнь вертелась вокруг игр, как Земля вертится вокруг Солнца.

И сейчас я понимаю, что тогда до меня не доходила одна простая мысль: игры — это скучное и бессмысленное дерьмо. 

Можешь прочитать тысячи геймерских статей типа «15 причин почему компьютерные игры для тебя полезны», но мы оба знаем: игры — скучное и бессмысленное дерьмо.

Что ты представляешь, когда тебе говорят про геймера?

Я представляю потного и тупого задрота, у которого никогда не было секса.

Дело в том, что я и сам когда-то таким был, так что знаю психологию и внешний вид таких людей.

Ты должен переориентировать свою жизнь и направить свою энергию в правильное русло.

Что это за русло? Да что угодно, если это движет тебя вперед.

Ты можешь начать свой бизнес, писать стихи, делать музыку, программировать, рисовать, качаться, учить английский язык.

Я не знаю, что хочешь делать ты — твоя работа это выяснить.

Но я точно знаю, что есть ориентиры в сотни раз лучшие, чем компьютерные игры.

Найди себе занятие, которое будет давать плоды и развивать тебя, но не опускать ниже, как это делают игры.

Полноценная взрослая жизнь кажется интереснее любой игры

Графика в жизни также более крутая, чем даже в самых новых компьютерных играх

С каждым годом убеждаюсь, что взрослая жизнь, с одной стороны, очень сильно напоминает продвинутые компьютерные игры и даже значительно превосходит их, с другой. По крайней мере, если искать приключения и не сидеть на месте.

Всю весну мы с друзьями искали интересные локации на природе вблизи своего города, чтобы провести там выходные с грилем и активными играми на свежем воздухе. Застревали в грязи на машинах, заезжали не туда и так далее. Было весело.

В конце весны мы летали в Грузию во время пандемии, а сейчас готовимся к очередной заграничной поездке с массой приключений. Летом были на музыкальных фестивалях, на море, осваивали околоэкстремальные водные виды спорта. Впечатлений хватало.

Кажется, пора поднять пятую точку со стула и сделать свою жизнь интереснее, чем игра

Во взрослой жизни очень много интересных моментов, и это у нас ещё детей нет. Прекрасно понимаю, что у всех свои приоритеты, но ставить на первое место компьютерные игры — странный выбор. Максимум, пару часов в неделю в FIFA в хорошей компании.

Нужно заниматься семьёй, строить карьеру, пытаться создать какой-то бизнес, находить время на интересные развлечения, делать ремонт в квартире, чинить свой автомобиль, менять гаджеты Apple и так далее. Да, здесь точно не до игр.

Что интересно, если не относиться к ней слишком серьёзно, вся жизнь в целом очень похожа на компьютерную игру.

Как убедить человека обратиться к психотерапевту

Задача близких игромана – убедить его в необходимости обратиться за помощью к профессионалу. При этом нужно соблюдать несколько правил, чтобы не вызвать отторжения у заядлого игрока.

Не делайте акцент на самом пристрастии

Лучше заострить внимание больного на перспективах, которые даст избавление от пагубной привычки. Например, рассказать о возможности совершить совместное заграничное путешествие или покупку авто

Будьте осторожны в выражениях

Не стоит ругать, а уж тем более называть больного игроманом, зависимым и т.д. У такого человека самооценка уже занижена. Необходимо ласково, с любовью подтолкнуть больного на беседу с психотерапевтом.

Создайте ощущение безопасности

Игроман боится выйти из зоны комфорта. Необходимо создать все условия, чтобы заядлый геймер не чувствовал себя неуютно. Предложите своё присутствие во время беседы с психотерапевтом. Пообещайте прервать сеанс в любой момент, когда игроману станет некомфортно. Чувство контроля за ситуацией придаст пациенту уверенности и он согласится на помощь специалиста.

Как бороться?

Однако, если взять классификатор, то такого диагноза либо до сих пор не существует, либо он признаётся специалистами не всех стран. Есть целый ряд высказываний за и против. Тем не менее, если близкий человек попал в лапы такого увлечения, стоит задуматься о помощи, которую можно ему оказать. Ведь в основе подобного рода злоупотреблений всё равно лежит глубокая личностная неудовлетворённость. Поэтому наиболее рациональным способом является обращение к психологу. Но, здесь возникает самая главная проблема. Человек, который открыл для себя компьютерную игру, как способ выражения и трансформации в то, что хочется, не всегда готов на контакт с психологом. Более того, он не видит причины менять свою жизнь и не готов покидать свою «зону комфорта». Поэтому, важным моментом является своевременное оказание помощи такому человеку, пока есть возможность «достучаться до него» и остались важные и значимые социальные связи, и некоторые перспективы в реальной жизни.

Интересный подход «стресс-возвращения» предложил один американский психолог, который утверждает, что заставить покинуть привычную обстановку «зависания в игре» может лишь яркие моменты, задевающие физиологические механизмы человека. Как пример он приводит возможность переключения на секс. Или выработку негативных связей стимул-реакция, таких как ведро холодной воды в случае зависания более трёх часов. Хотя многие психотерапевты выступили с жестокой критикой такого метода, ссылаясь на активное и недопустимое вмешательство в личное пространство такого подопечного.

Как бы там ни было, но людей, пропадающих в компьютерных играх, с каждым днём становится всё больше. Отсутствие чёткой и действенной схемы помощи так же становится дополнительным минусом в процессе возвращения их к активной социальной жизни. Поэтому, важнейшим моментом является пропаганда вреда, контроль со стороны родителей и проработка других психологических проблем, способных вызвать такую зависимость.

Есть ли от игр польза?

Многие исследования последних лет показывают: умеренное увлечение играми не только не вредит, но и может оказаться полезным. В 2015 году выяснилось, что трехмерные видеоигры-платформеры, в которых персонаж прыгает по блокам, расположенным на разных уровнях, улучшают память. Участники эксперимента, две недели игравшие в Super Mario 3D World, справились с тестами на запоминание лучше, чем те, кто провел столько же времени за Angry Birds. В том же году американские психологи с помощью тетриса снизили у студентов желание выпить или покурить.

В 2013 году ученые , как разные жанры игр действуют на когнитивную гибкость — способность переключаться с одной мысли на другую или обдумывать одновременно несколько вещей. Часть участников опыта играла в StarCraft, стратегию в реальном времени, и детально продумывала планы сражений между терранами, протоссами и зергами с учетом всех доступных ресурсов. Остальные участники играли в симулятор жизни The Sims, в котором у игрока нет конкретной цели — он моделирует социальные отношения между персонажами, наделяя их разными характеристиками. В тестах игроки в StarCraft показали гораздо большую когнитивную гибкость

Чтобы извлечь из гейминга пользу, важно опять-таки не злоупотреблять им: во всех описанных экспериментах участники играли не дольше часа в день

Признает ли ВОЗ зависимость от игр «официальной» аддикцией, пока не ясно

Так или иначе, каждое обсуждение привлекает к проблеме внимание — а значит, мы все больше узнаем о том, где лежит грань между зависимостью и свободным выбором

У меня банально нет времени на большие компьютерные игры

Да, в молодости на компьютерные игры уходило очень много времени…

Пропажу интереса к полноценным компьютерным играм связываю с определённым возрастом. Уделял достаточно много времени виртуальным мирам, когда был в школе и даже на первом курсе университета. Но вектор интересов резко изменился.

Последней игрой, на которую тратил свою жизнь, была Lineage II. Постоянная прокачка, фарм ресурсов и прочего лута, межальянсовые замесы, борьба за клан-холлы, осады замков и рейды на боссов. На всё это требовались дни, недели и месяцы.

Быть может, если бы моей страстью были периодические стычки в Mortal Kombat на актуальном поколении PlayStation, выбор между реальной и виртуальной жизнью не стоял бы. Но мне достался более агрессивный тайм-киллер, который занимал всё время.

В студенческие годы с большим интересом работалось над бизнес-планами и другими проектами

В университетские годы появились абсолютно другие интересы. Были не самые скучные пары, очень весёлые друзья и масса новых увлечений. Нужно было получать водительские права, думать о будущей работе и заводить серьёзные отношения.

В итоге времени для компьютерных игр в определённый момент попросту не осталось. Более того, со студенческих лет пытался наполнять свою реальную жизнь под завязку, чтобы даже мысли о виртуальных мирах не появлялись. Прошло 15 лет, и пока получается.

В тему: 15 задач на логику, которые задают в американских компаниях при приёме на работу. Мда…

Сегодня хочется украсть у своей профессиональной занятости хотя бы пару лишних часов на семью. Но точно не на игры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector