Crusader kings

Гардарики, 867 г.

Третью партию я вновь начал за варягов. Основатель династии, ярл Рюрик Смутьян, в 867 г. правит Хольмгардом (будущий Новгород), принадлежит к скандинавской культуре и исповедует асатрийскую веру. Он отличный полководец, а племенной устрой позволяет ему по поводу и без повода вторгаться в земли соседей, как ради грабежей и захвата пленников, так и с целью увеличения облагаемых данью территорий. Вот это вот классическое «Иду на вы!», оно отсюда. Кроме того, герб Рюрика – хорошо узнаваемый желтый двузуб на синем фоне. Решено.

Первым делом я добавил своему герою политического веса, создав королевский титул и сделав Рюрика королем Гардарики, именно так скандинавы называли в своих сагах Русь. Затем, чтобы избежать участи династии де Отвиль, я, в дополнение к королеве, завел себе трех наложниц и начал активно плодиться и размножаться. Попутно захватывая соседние княжества и насаждая везде скандинавский уклад жизни и веру в асгардийских богов.

И дело пошло. Гардарика, в союзе с Белой Русью, отхватили изрядный кусок Эстляндии, покорили Корелу, Чудь, Устюг и Ополье. Пару раз мы разграбили и сожгли Москву (алло, Paradox, Москва в IX веке, серьезно?). Единственной проблемой оставалось то, что племенной строй означает очень слабый контроль за вассалами, а леса и тайга Гардарики — не очень благоприятное место для возведения городов и повышения культуры населения. Плюс, чтобы вступить в более продвинутый по отношению к племенному строю феодализм, необходимо реформировать религию, что в случае с верой в асов очень проблематично, ведь все священные места находятся в Скандинавии.

Ошибкой было и введение скандинавской системы наследования, подразумевающей выбор наследника всеми ярлами, причем чем больше у вашего вассала владений, тем весомей его голос. Учитывая, что вассалы хотят видеть на троне слабого и внушаемого короля, а я — наоборот, каждая смена власти сопровождалась затяжной гражданской войной, разоряющей и без того небогатое королевство. Плюс набеги хазар и мордвы начали реально бесить.

Зато на ниве продолжения рода у Рюриковичей все было более чем отлично. У самого Рюрика было 13 детей, у наследовавшего ему короля Хельги Вещего (да, это он, тезка!) – 10, у следующего короля, Тотиля – 14, у Горма – 8. Да и кузены тоже времени зря не теряли. В итоге, благодаря плодовитости род Рюриковичей к 1000 г. насчитывал уже более 100 живых членов, а запутанная система наследования позволила включить в состав Гардарики Нормандию (мне даже предложили создать Нормандскую культуру), изрядный кусок иберийского полуострова и пару графств в Ирландии, Норвегии и Германии. Мало того, я, в роли короля Горма, успел повоевать с маврами в Испании, погрузив на драккары 10 тыс. викингов и наведя шороху в Севилье, Кордове и Фару. Это было весело.

Эта партия еще не закончена, но думаю, что с такой плодовитостью мне под силу заселить Рюриковичами всю Европу и покорить континент силой меча и чресел.

Diagnosis

Crusader Kings 3 – лучшее, что могло произойти с серией после такого длительного развития второй части. Разработчики расширили ролевую составляющую, уйдя в глубину и не надстраивая ничего лишнего сверху. Проживать жизнь правителя увлекательно, а стратегическая сторона проекта хоть и утратила часть возможностей, но всё равно заставляет шевелить извилинами.

Добавили новые вещи, вроде реформации собственной религии, управление развитием культуры и личных перков династии, но убрали религиозные культы и тайные общества. Как сказали в Paradox – временно, ведь дополнениями третью часть «Королей» будут поддерживать ещё очень долго. 

Игра придётся по душе как фанатам глобальных стратегий, так и новичкам – нормальное обучение, множество подсказок и удобный интерфейс перестанут отпугивать неофитов и, следовательно, расширят базу игроков. Crusader Kings 3 уже имеет рекорд в 100 тысяч одновременно играющих пользователей спустя 2 часа после выхода, а это лучший показатель успеха.

Pro:

  • Расширение ролевой системы
  • Улучшение графики и новый движок
  • Перевод на русский язык
  • Улучшенный интерфейс и внятное обучение
  • Ветки прокачки персонажа

Общие законы о наследовании

Есть два типа законов о наследовании, доступных всем цивилизациям, и я говорю «все», потому что вам нужно выполнить определенные требования, чтобы разблокировать каждую. Как только ваш главный правитель умрет, у вас будет либо основной, но несколько наследников, либо единственный наследник.

Конфедеративный раздел

Это начальный закон о наследовании для большинства племенных наций. После вашей смерти все ваши титулы будут разделены между вашими детьми поровну. Система даже создаст новые титулы для младших наследников, если их будет недостаточно. Наследнику игрока (то есть персонажу, которого вы будете играть) всегда дается основной титул, столица королевства и прямые титулы де-юре, связанные с ними.

Младшим братьям и сестрам присваиваются равные титулы, если таковые имеются. Если это не так, им будет выдан следующий доступный титул.

Например, если вы король, ваш главный наследник станет королем. Поскольку доступен только один титул этого уровня, остальные ваши дети получат титулы герцогства. Если вы еще не основали королевство, вместо этого ваше королевство будет разделено на множество разных герцогств.

Последствия:

  • Прямое мнение вассала: +5
  • Мнение Дома: +5
  • Подходящее мнение ребенка: +10

Раздел

Единственная разница между Partition и Confederate Partition заключается в том, что новые заголовки создаваться не будут. Теоретически это может помочь контролировать текущий баланс мощности.

Последствия:

  • Прямое мнение вассала: +5
  • Мнение наследника игрока: +10
  • Допустимое мнение ребенка: +5

Требования:

  • Ограниченные полномочия короны
  • Нет могущественных вассалов с отрицательным мнением о вас
  • Разблокированы инновации в наследственном правиле
  • Феодальное или клановое правительство

Высокий раздел

Опять же, High Partition основан на Confederate Partition. Однако вместо того, чтобы дробить все ваши титулы и владения, большинство из них передается вашему основному наследнику. В преемственности с высоким разделом наследник игрока всегда наследует как минимум половину титулов недавно умерших.

Последствия:

  • Прямое мнение вассала: +5
  • Мнение наследника игрока: +5

Требования:

  • Ограниченные полномочия короны
  • Нет могущественных вассалов с отрицательным мнением о вас
  • Разблокированы инновации в наследственном правиле
  • Феодальное или клановое правительство

Первородство

Следующие три закона о наследовании намного более просты, когда все ваши титулы принадлежат одному человеку. Первородство — первое из них, в котором ваш старший ребенок наследует все.

Последствия:

  • Мнение наследника игрока: +20
  • Подходящее мнение ребенка: -5

Требования:

  • Высшая власть короны
  • Нет могущественных вассалов с отрицательным мнением о вас
  • Разблокированы инновации первородства
  • Феодальное или клановое правительство

Ultimogeniture

Если возраст вызывает беспокойство, вы также можете отдать все, что у вас есть, своему младшему ребенку.

Последствия:

  • Мнение наследника игрока: +20
  • Подходящее мнение ребенка: -5

Требования:

  • Высшая власть короны
  • Нет могущественных вассалов с отрицательным мнением о вас
  • Разблокированы инновации первородства
  • Феодальное или клановое правительство

Старшинство дома

Если вам не нравятся ваши дети, вы также можете передать все свои титулы старшему члену дома. Это заставляет ваших детей не любить вас, но может сделать дом более счастливым.

Последствия:

  • Прямое мнение вассалов: -5
  • Мнение Дома: +5
  • Подходящее мнение ребенка: -15

Требования:

  • Высшая власть короны
  • Нет могущественных вассалов с отрицательным мнением о вас
  • Разблокированы инновации первородства
  • Феодальное или клановое правительство

Как объявить войну

Амбициозные игроки неизбежно захотят начать войну с противостоящими им лидерами. Есть множество способов сделать это, хотя объявление войны в Crusader Kings 3 – не всегда лучший ход. Игрокам понадобится Casus Belli, чтобы это сделать. Другими словами, у игроков должна быть причина для войны. Самые яркие примеры:

  • Спор о титуле, на основе которого игроки могут сфабриковать претензии.
  • Конфликты по земельным вопросам.
  • Защита религиозного или культурного течения.

Игра предупреждает игрока о том, когда появляется уважительный повод для объявления войны. Однако, перед тем, как переходить к сражениям, нужно оценить несколько факторов

Первое и самое важное – это сила врага. Crusader Kings сам укажет на то, какой лидер имеет наибольший военный потенциал, но эта «официальная статистика» немного обманчива

У обеих сторон, скорее всего, будут союзники, которых можно призвать к войне

Хотя игрок может сокрушить соперника в одиночку, дуэльные битвы случаются крайне редко. Важно помнить, кто с кем связан, если хочется иметь хоть какие-то шансы на победу. Ситуация с союзами может быстро меняться. Если союзник умирает или попадает в плен, это может привести к драматическому исходу войны

Becoming a Saint

Beatification

To become a saint, the character needs to first be beatified by their religious head. This requires:

  • Publicly follows a Christian religion with a religious head
  • Be count+ or patrician
  • Be an adult (more than 16 years old)
  • Be dead, not having died in China or disappeared without a trace.

The character must not have any of the following characteristics:

Characteristics Specifics
Have one of the Seven Sins Lustful , Gluttonous , Greedy , Slothful , Wroth , Envious , Proud
Be a Wicked Priest
Have vice Hedonist , Impaler , Cynical , Cannibal , Drunkard , Excommunicated , Cruel , Arbitrary ; note that the first two are lifestyle traits. While Impaler is much harder to lose, Hedonist can be lost by becoming Celibate . Cannibal can never be lost.
Be a Kinslayer , Familial kinslayer , Dynastic kinslayer , Tribal kinslayer
Have an irreligious character modifier Voice of Satan, Known Demon Worshipper, Suspected Demon Spawn, Suspected Witch, Witch, Crazy Cannibal, Demon Child, Magical Corruption (Minor), Magical Corruption (Major)
Be an Antipope Having a claim on the Papacy or the Fraticelli Papacy

The character in addition must have one of each of the following characteristics:

Characteristics Specifics
Have one of The Seven Virtues Chaste , Temperate , Charitable , Diligent , Patient , Kind , Humble
Have a benevolent trait Just , Kind , Charitable , Patient
Have a pious trait Chaste , Humble , Content , Theologian , Celibate , Zealous , On pilgrimage , Pilgrim , Shieldmaiden
High Piety or other accomplishment Have a Piety of at least:

  • 1250 for an Emperor
  • 1000 for a King
  • 750 for a Duke
  • 500 for a Count

OR True Christian Knight (requires being male, Martial 8, 25 Piety, Diligent , Humble , Brave , no sin, not Cruel or Cynical , not a heretic)
OR Sponsored a mass conversion (within 20 years and the other ruler is still alive)

The same trait can fulfill multiple requirements. For example, being Chaste will count as fulfilling both the virtue and the pious trait requirements.

A character who dies meeting the requirements has a 100% chance to be beatified if they do not have a saintly bloodline, and a 25% chance if they do.

When a character is beatified, all same-religion members of their dynasty gain 50 piety. This bonus is permanently increased to 250 piety for Catholics once the Papacy reserves beatification privileges (happens after an Impious Beatification, or a start date after 1095.1.1).

You need at least one landed bishop (of the corresponding faith) in your realm for the beatification to trigger (not sure if still needed after papacy reserves beatification privileges).

Canonization

Once a character has been beatified, they have a base 1% chance to become canonized. The check is made at the time of death, but you only get the canonization event after 1000-2000 days (roughly 3-6 years). This chance is then modified by several factors.

It’s set to 0% if the character’s religion has no religious head (Note that the Catholic Pope always exists for game technical reasons).

Characteristic / Circumstances Modifier
No Religious Head (Not applicable to Catholics, as the Catholic Pope always exists)
15 Saints exist 0.8
20 Saints exist 0.64
25 Saints exist 0.512
30 Saints exist 0.4096
Beatified Character was Pope 0.4
Beatified Character sponsored a mass conversion (within 20 years and the other ruler is still alive) 1.5
Beatified Character is of an eastern Christian denomination 0.8
Beatified Character is a former player character without a saintly bloodline 2
Beatified Character has a saintly bloodline 0.2
Beatified Character is Chaste 1.5
Beatified Character is Temperate 1.5
Beatified Character is Charitable 1.5
Beatified Character is Diligent 1.5
Beatified Character is Patient 1.5
Beatified Character is Kind 1.5
Beatified Character is Humble 1.5
Beatified Character is Just 1.2
Beatified Character is Crusader 1.2
1000 piety 1.2
1500 piety 1.44
2000 piety 1.73
2500 piety 2.07
3000 piety 2.49
3500 piety 2.96
4000 piety 3.58
4500 piety 4.30
5000 piety 5.16
5500 piety 6.19
6000 piety 7.43
6500 piety 8.91
7000 piety 10.7
7500 piety 12.8
8000 piety 15.4
8500 piety 18.5
9000 piety 22.2
9500 piety 26.6
10000 piety 31.9
No Saints exist in the religion 3

When a character is finally canonized, they get a and the Tomb of the Saint modifier to a province within the realm of their character. The nature of their bloodline will vary depending on which of the Saintly Bloodlines they are eligible to earn.

Becoming a Wicked Saint

Parallel to the normal canonization process, a character can be recognized as a wicked saint if they and the current pope share impious characteristics.

To get the bad canonization, the character needs the following requirements :

  • Publicly follows the Catholic religion
  • Be an adult (more than 16 years old)
  • Be dead, not having died in China or disappeared without a trace.

The Pope needs to have trait «Wicked Priest » and have opinion greater or equal to 50.

Finally, the Pope and the wicked saint candidate must share one of the same traits of:

  • Impaler
  • Hedonist
  • Cannibal
  • Lunatic
  • Drunkard
  • Homosexual (Requires the pope to be the lover of the character and to be Lustful )
  • Lustful (and not Homosexual )
  • Master seducer or Master seductress

In earning this, they will gain the . This skips the beatification process.

Ролевая система стала еще круче

В Crusader Kings 3 улучшили и без того прекрасные элементы RPG. Все благодаря двум нововведениям – стрессу и образу жизни.

Стресс накапливается, когда ваш герой делает что-то, что ему совсем не нравится. На форумах, посвященных Crusader Kings, систему часто критикуют – мол, играть стало сложнее, а минусы, получаемые от высокого уровня стресса, довольно сильно бьют по персонажу. Но если раньше вы, например, спокойно совершали тайные убийства за персонажа со всеми положительными характеристиками, то теперь важен ролеплей. Вы чаще думаете, что выбрать в каком-то ивенте: хороший результат или посредственный, но без стресса.

Из-за стресса персонаж сначала получает плохие “приобретенные свойства”, а потом превращается практически в овощ или даже умирает. Правда, в некоторых моментах разработчики все же переборщили – теперь застенчивые персонажи практически неиграбельны из-за того, что они получают много стресса. Но это решается одним патчем, в целом же система просто прекрасна.

Второй новый элемент отличного отыгрыша – система образа жизни. Теперь вы развиваете персонажа через гораздо более проработанные паттерны. В CK2 все сводилось к 12 вариантам и нескольким ассоциированным с ними ивентами, а теперь это настоящие древа выбора, как в полноценных RPG.

Хотите быть суперуспешным воином? Пожалуйста. Хотите ролеплеить кардинала Ришелье? Нет проблем. Можно, конечно, хватать только самые нужные способности из различных древ и стараться «мин-максить», но гораздо интереснее отыгрывать персонажа с определенным уклоном. Кстати, в том древе, которое соответствует обучению вашего персонажа, вы получаете на 20% больше опыта – еще один намек от разработчиков на ролеплей.

CK3 Управление Рыцарями

Если вы войдете во вкладку «Военные», вы можете нажать на Рыцарей. Это вызывает окно, позволяющее управлять ими напрямую. В окне управления вы увидите, что под каждым портретом рыцарей есть переключатель, установленный на Разрешить. Это означает, что они будут призваны к оружию, если будут соответствовать требованиям. Отсюда вы можете также запрещайте и силу.

Запретить — очень полезная опция, которую мы рекомендуем использовать для вашего прямого наследника, чтобы исключить риск их смерти в бою. Эту же тактику можно применить к другим персонажам, которых вы хотите защитить, например к могущественному вассалу, которому вы нравитесь и который не создает никаких проблем.

Точно так же вы можете заставить рыцаря сражаться независимо от его доблести. Рыцарь с низким уровнем Доблести с гораздо большей вероятностью погибнет или станет искалеченным в бою, и это предлагает хитрый способ убрать шип с вашей стороны. Однако они действительно сражаются с вашими солдатами, поэтому вы не сможете просто бросить их в проигрышную битву без некоторого микроменеджмента.

Под микроменеджментом мы подразумеваем, что можно разделить рыцаря на одну группу юнитов и отправить их в одиночку. Вы делаете это, когда собираете свою основную армию. Перейдите в окно армии и нажмите Разделить новую армию. Отсюда вы можете переместить любого коня в отдельную группу. Если вы сомневаетесь в их выживании, но все же хотите использовать их как следует, как следует, вы также можете бросить их в армию Леви и использовать для более безрассудных задач.

В окне управления рыцарей доступны еще две опции. У приглашённых рыцарей время восстановления составляет десять лет, и он стоит 150 престижа, но вызывает на суд трех рыцарей с минимальной доблестью 12. Это полезно, если вы сражаетесь без достаточного количества рыцарей или не хватает рыцарей с приличной доблестью. Это не мгновенно, и они будут поступать в течение нескольких новых лет, а также их нужно будет нанять за небольшое количество золота, когда они действительно прибудут.

Вы также можете видеть Гостей в ваших странах, которых можете нанять ко двору. Это часто стоит значительного количества золота, но увеличивает количество доступных рыцарей и оказавшись в вашем дворе, также может использоваться как любой другой придворный. Тем не менее учитывая стоимость, их вероятно, стоит покупать, только если вы чувствуете, что они вам действительно нужны.

Королевство Сицилия, 1066 г.

Второй подход я тоже начал за норманна, но уже в конце Века викингов, в 1066 г. Герцог Роберт де Отвиль, властелин Апулии, той самой, что на кончике итальянского сапога, хоть и оставался норманном, но был уже католиком. Достаточно быстро я наделил его титулом короля Сицилии и начал отбивать эту самую Сицилию у мавров. А что, дело богополезное, Папа одобряет. Кроме того, необходимо было завершить собирание земель на севере, покорить Неаполь, Капую, Фоджа, Ланчано и Беневенто. Вот с последним-то и не задалось. Беневенто входит в Папскую область, а ссориться с Папой — очень уж дорогостоящее развлечение.

В Сицилии тоже не все прошло гладко. Одно из графств оставалось за Византией, а в этот исторический период она все еще остается одним из сильнейших государств Евразии, скромному королю Сицилии с ней не справиться (проверено двумя войнами)

Поэтому я переключил внимание на Африку и Сардинию. Моим преемникам, королям Ги I, Ги II и Франциску путем интриг и военной интервенции удалось подчинить себе почти весь Тунис и всю Сардинию

А еще мы очень удачно сходили в Крестовый поход. Пока толпа крестоносцев и сарацин без всякого толку топталась по Палестине, я высадился в Александрии и провел блестящий рейд по тылам врага, получив славу и звание ревнителя веры. В итоге мой протеже Нуньо де Отвиль в 1152 г. стал королем Иерусалимского королевства. Тут Crusader Kings III предложила мне бросить несчастную Сицилию и начать играть за короля Нуньо. Зная печальную участь королевств крестоносцев, я отказался. И, как оказалось, зря.

После двух гражданских войн у меня не осталось наследников мужского пола, погибших во время сражений и осад, и власть перешла к моей праправнучке, королеве Арианне де Отвиль, вдове дожа Венеции. Вот только беда, дети Арианны уже не принадлежали к дому де Отвиль, и в 1193 г., после ее смерти, династия прервалась и игра закончилась. Дом де Отвиль просуществовал 126 лет. Одними из самых ярких его представителей были короли Ги II и Франциск. Жуткие интриганы и умелые дипломаты, они унаследовали от родителей карликовость, так что выглядели почти так же круто, как Тирион Ланнистер в той самой «Игре престолов».

Empty holding slot[edit | edit source]

For most government types, an empty holding slot represents nothing more than the potential to eventually construct a useful holding. For tribes, however, empty holding slots directly increase the levies and income of the tribal holding in the province, as each empty slot gives a +50% bonus. For nomads, empty holding slots are vital, as they determine the maximum population of the nomadic clan, which in turn determines the manpower available for horde troops.

Getting additional empty holding slotsedit | edit source

It is possible to gain additional empty holding slots, but it takes time, wealth and some luck. There are two events associated with this, one is gained from high prosperity, the other from great works. The province which is to gain the empty holding slot through prosperity must be at prosperity level 3 (Booming) (requires The Reaper’s Due DLC), and the crown focus set at the said province. Given time, an event can occur which offers the choice of creating an empty settlement slot for 250% of yearly income. It has an of 65 years, decreasing by 10% if you have higher stewardship and/or learning (breakpoints being 12, 16 and 18). The same 10% apply if the ruling character has the administrator , architect , scholar or gardener ; the trait ; the scholarly theologian , mastermind theologian , charismatic negotiator , grey eminence , fortune builder or midas touched . If the character is not independent, it increases by 20%.

As mentioned before, it is also possible to get a holding slot through an event called «A Town is Born» associated with a local great work. To get this event, the ruler must not be at war, the great work must be at least 50 years old and the great work must have at least two upgrades. You can not get this event twice in one province.

Венгрия, 1066 г.

Чтобы немного отдохнуть от викингов с их бесконечными внутренними разборками и тягой к долгим морским прогулкам, в качестве четвертой точки старта я выбрал Венгрию 1066 г. Плюсы такого выбора – вполне себе полноценный феодализм, стабильное государство, развитые провинции, вменяемые соседи (хотя это не точно).

Король Шаламон Арпад (кстати, его мать тоже Рюриковна) начинает игру еще ребенком и очень много опций взрослого правителя ему недоступно. Зато, как оказалось, есть масса других, не менее интересных. Во-первых, вы сами можете выбрать направление своего образования, а во-вторых… сексуальную ориентацию. Впрочем, выбирать гомосексуальность или асексуальность правителю, которому жизненно необходимы наследники, не самое логичное решение, потому, наученный горьким опытом династии де Отвиль, я выбрал традиционную гетеросексуальность, а по достижении 16 лет срочно женился. Как оказалось, крайне удачно.

Моей женой стала принцесса Священной Римской империи германской нации, а тестем, соответственно, император Генрих IV, один из сильнейших европейских правителей XI века. Мало того, я еще и удачно выдал замуж собственную мать, за вдового короля Дании. Казалось бы, можно спокойно заниматься государственным строительством, покорять печенегов, пробивать выход к Черному морю и все в этом духе, как вдруг в моем замке начинается череда загадочных кровавых убийств.

Сначала погибла какая-то незначительная придворная, имени которой я даже не знал. Затем загадочная смерть постигла мою старшую сестру. Поиски преступника ничего не давали, и вскоре его жертвой стал мой сын и наследник, принц Андраш! Я бросил все силы королевства на поиски подонка и таки нашел его… Маньяком и серийным убийцей оказался мой брат и лучший друг, принц Давид, который искренне не понимал, почему я исключил его из династии и пытался посадить в тюрьму, само собой, для того, чтобы потом казнить. Давид сбежал к моему вассалу и злейшему врагу, герцогу Гезе, сыну короля Белы I, убийце моего отца, короля Андраша I. Там его было не достать.

Наследников мальчиков у меня не осталось, поэтому пришлось срочно заключать матрилинейный брак для принцессы Этель. Все ее дети оставались Арпадами и в случае чего могли наследовать трон. Слава богу, через пару лет королева родила мальчика.

Но на этом мои проблемы на закончились. Мой кузен, герцог Геза, имеющей претензии на престол Польши, таки стал ее королем… и разом увел у меня половину королевства, которая де-юре принадлежала ему. Плюс он же получил титул главы династии и причитающиеся вместе с ним бонусы. В итоге пришлось призывать на помощь Генриха IV и в результате молниеносной войны (всего-то 3 года!) мне удалось отбить у кузена хотя бы герцогство Нитра, на большее у меня не хватало ни престижа, ни войск.

Правление Шаламона Арпада в Crusader Kings III еще не закончилось и длится оно уже дольше, чем в реальной истории. Король посвящает почти все свое время строительству и укреплению государства и вынашивает планы того, как он отомстит чертовым Гезе и Давиду.

UPDATE. Король Шаламон Строитель прожил 68 лет, 55 из которых он правил страной, и запомнился венграм как справедливый и умный правитель. Король Польши Геза умер значительно раньше, а все земли, которые он «увел» у страны, в итоге вернулись к Шаламону. Незадолго до смерти короля его сын, принц Андраш, стал императором Священной Римской империи, которая теперь протянулась от границ Франции до Карпат. Мало того, Клецкое княжество в Белой Руси тоже входит в состав империи Андраша. До начала монгольского вторжения осталось 80 лет.

1.Вандад из Гургана и Вахсудан из Гиляна

(Изображение представлено: Paradox Development Studio)

К 867 году большая часть бывшей Персидской империи была захвачена мусульманскими завоевателями, но значительная часть ее жителей все еще придерживается древней зороастрийской веры, свойственной этому региону. Только два зороастрийских правителя на побережье Каспийского моря остаются независимыми: Вандад из Гургана и Вахсудан из Гиляна. Гурган немного сильнее в военном отношении, но независимо от того, кого вы выберете, впереди вас ждет довольно тяжелая битва против ваших экспансионистских соседей-мусульман. Постарайтесь заключить союз со своими собратьями-зороастрийцами и сосредоточиться на дипломатии, чтобы подружиться с мусульманами и обезопасить свои границы, пока не будете готовы нанести ответный удар. Если вы сможете защитить три святых места, вы сможете восстановить зороастрийское священство. И если вы восстановите Персидскую империю под властью зороастрийского правителя, вы будете провозглашены Саошьянтом, предсказанным спасителем мира.

CK3 Мужчины по оружию

Поединки — ваши элитные войска. Если вы были знакомы с Retinues из CK2, они более или менее представляют собой ту же идею, но с заметными улучшениями. Вы начинаете с лимита полка, который определяет количество различных юнитов, которые вы можете нанять. Однако это не то же самое, что количество людей в частях. Когда вы их нанимаете, они начинают с 5 человек и постепенно набираются до полной численности.

Каждый отряд после найма может быть улучшен до нескольких уровней, каждый из которых добавляет дополнительную сотню солдат. По мере развития инноваций становится доступно больше уровней, что позволяет поддерживать более крупные единицы. Вы также разблокируете возможность иметь больше полков в целом и получите доступ к новым типам юнитов.

Одна вещь, которую следует учитывать при наращивании ваших солдат по оружию, помимо начальной стоимости каждого уровня, — это содержание. Хотя это довольно мало, пока они остаются без рейза, как только вы выставите их на поле, они могут быстро составить гораздо более высокую цену. Тем не менее, учитывая соотношение численности этих элитных войск и ваших рекрутов, ваши рекруты почти всегда будут самыми дорогостоящими силами для содержания во время войны, будучи на порядок дороже.

Следующее, что нужно учитывать, — это камень-ножницы-бумага, как они борются с противоборствующими вооруженными людьми. У каждого типа полка есть сильные и слабые стороны по отношению к другому. Как и следовало ожидать, лучники хороши против застрельщиков, но слабы против кавалерийских юнитов. В приведенном ниже списке показано, против чего каждый из них силен, с возвращением к началу в конце:

Примечание: арбалетчики, несмотря на то, что они считаются лучниками игровой механикой, не заменяют лучников. Вместо этого они активно противостоят тяжелой пехоте и тяжелой кавалерии, а это означает, что вам понадобится легкая кавалерия, чтобы противостоять им, и по-прежнему требуются обычные лучники для борьбы с застрельщиками.

Как мы уже говорили выше, по мере развития инноваций боевики видят улучшения в своей логистике, но вы также можете улучшить их боевые характеристики и другими способами. Различные здания в вашем Домене предоставляют бонусы для всего Королевства определенному типу юнитов. Эти бонусы складываются, чтобы стать невероятно мощным.

Взять, к примеру, здание Военного городка. К 3 уровню он дает +4 к урону и +1 к выносливости лучникам (вместе с бонусами застрельщиков). Если бы у вас было два таких в разных баронствах, это равнялось бы +8 и так далее. Комбинирование нескольких бонусов быстро складывается, и, учитывая, что базовый урон Лучника равен 25, вы можете увидеть, о каком улучшении мы говорим.

Таких построек много, по несколько каждого типа. Вы можете прочитать о них больше в нашем Руководстве по строительству, но достаточно сказать, что они того стоят. Вы также должны проверить боевой образ жизни, который дает вашему нынешнему правителю приятные бонусы к солдатам.

Одна вещь, которую вы не можете улучшить, — это их модификаторы местности, где каждый тип видит благоприятную и вредную местность. Это, вероятно, менее важно, чем о большинстве аспектов битвы, но может склонить чашу весов, когда в остальном битва ровная

Игра породила миллион мемов

Заявление, к которому не готовы любители более популярных игр: Crusader Kings 2 – самая меметичная игра в истории. Фанаты Доты достают мемы про Паджика и Течиса, а Денди бежит танцевать гангам-стайл, но смотрите сами:

1. Это единственная игра, где вы можете с помощью небольшого бага заменить жителей страны на лошадей. А затем и вовсе превратить одну отсылку к Калигуле в людской геноцид.

2. Это единственная игра, которая на релизе тормозила из-за того, что все греки каждый день просчитывали, кого можно кастрировать, а кому – вырезать глаза.

3. Это единственная игра, в которой соблазнение Папы Римского не просто странная деталь, а вполне рабочая стратегия, позволяющая пользоваться его властью над католическим миром без особых проблем.

4. Это единственная игра, где вы, перепутав сабреддит, можете испугаться за чью-то жизнь, когда прочтете заголовок «Мой сын от сестры-жены родился тупым. Как мне его лучше убить?»

5. Это единственная игра, в которой комьюнити сначала орет DEUS VULT, а потом устраивает священный джихад.

И это мы еще даже не копнули в самую суть Crusader Kings.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector